«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это значит, что душа человека томится в узах греха и подсознательно жаждет святости, в чем и сам человек часто не отдает себе ясного отчета. Как бы ни оправдывали себя на словах и в мыслях грехолюбцы, но внутреннее чувство, совесть, так или иначе, подсказывает каждому, что грех есть нечто вполне чуждое здоровой природе человека, что грех есть мучитель-тиран человека, и что только жизнь чистая, святая, свободная от греха может дать человеку полное душевное успокоение и удовлетворение.

И вот, прославляя память Всех святых, воспевая гимны святости, Церковь идет к нам в этом навстречу, Она напоминает нам, что мы созданы Богом для чистой, святой, богоугодной жизни и предлагает нам брать пример с тех людей, которые, с помощью благодати Божией, побороли в себе грех и стали святыми.

Святость это ведь и есть наше жизненное назначение, цель наших устремлений — высший христианский идеал, к достижению которого должны мы стремиться.

"Трудное дело", скажут многие, "невозможное дело!" Трудное — это да, но ведь без труда в жизни ничего не бывает: каждый из нас всю жизнь над чем-нибудь трудится. Некоторые, особенно в наше отвратительное и гнусное время отступления от Бога, неутомимо трудятся над осквернением своей собственной души и над расширением зла в мiре. Так или иначе, но труда в жизни не избежать: вопрос только в том, как и над чем трудиться? Почему же не предпринять труда благодатного? Труда над насаждением добра в себе и вокруг себя, а это ведь и ведет к святости.

Что касается "невозможности", то это не так! Бог всеведущий и всеправедный разве стал бы требовать от нас дела невозможного, а между тем святость наша — это Его желание.

"Святи будите, якоже Аз свят есмь" (1 Петр. 1, 16), говорил Господь чрез пророка еще в Ветхом Завете, а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос ясно поставил пред нами высший идеал, к которому мы должны стремиться в словах: "Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть" (Матф. 5, 48).

А св. Апостол в послании к Солунянам убеждает христиан: "Сия бо есть воля Божия — святость ваша", ибо "не призвал пас Бог к нечистоте, но к святости" (1 Сол. 4,2-7).

"Невозможное человеком, возможно Богу" (Лк. 18, 27), и Бог, желающий видеть нас святыми, не оставит нас без Своей всесильной помощи и поддержки в наших трудах по приобретению святости. Ведь для этого и дарована нам благодать Всесвятого Духа. От нас требуется только твердая решимость представить себя в жертву живую Богу и дать в себе свободу действию благодати Святаго Духа, не препятствовать ей.

Ведь все святые, память которых мы празднуем, не были какими-то особенными, необыкновенными людьми, а, по большей части, это были такие же грешные, слабые, немощные люди, как и все мы, но они восхотели стать святыми, возжадали святости, и предавши всецело самих себя Богу и руководству Божественной благодати, стяжали неувядаемый венец святости.

Кто же говорит, что "невозможное дело для каждого стать святым", тот, значит, сам не стремится к святости, не хочет ее, не ищет ее — грех любит и не хочет разстаться со своими любимыми грехами, ставшими как бы его второй природой: вот и оправдывает свою греховную жизнь тем, будто не каждый может быть святым.

Это — только прельщение диавола, желающего крепче привязать нас ко греху, все глубже и глубже увлечь в трясину греха и сделать нас своей добычей.

В наше время обольщенные диаволом люди дошли до того, что даже не признают греха и насмехаются над святостью. Людей благочестивых и стремящихся проводить добродетельную жизнь насмешливо называют "святошами"; чистому и неиспорченному морально юноше, не желающему курить, пьянствовать и развратничать с какой-то особенно-злой и нехорошей насмешкой говорят: "А, да ты — святой!"

Так же, как людей искренно-благочестивых, посещающих часто храм Божий, соблюдающих посты и все церковные установления огульно всех называют "ханжами". И это делают иногда даже те, которые и сами не чуждаются совсем веры и Церкви и бывают в храме.

Кто же решительно возражает и возстает против идеала святости и пытается утверждать и доказывать, что святость не может быть общим для всех нас идеалом, что она не может быть целью жизни каждого человека, тот проявляет себя противником Божиим, ибо выступает, таким образом, против явной и очевидной воли Божией, обнаруживая наличие в себе злой развращенной воли. Ее-то, эту злую волю и необходимо, прежде всего, побороть в себе. Кто этого не хочет делать, кто не борется со своей злой волей, а произвольно следует ее внушениям, тот и не христианин, и от него весьма далеко спасение. Пусть и не надеется такой человек получить милость от Бога в день судный, как бы и чем бы ни убаюкивал и ни усыплял он свою совесть. Не послужит ему в оправдание и множество грешащих вокруг него, ибо каждый сам за себя даст ответ Богу, а законы Божии непреложны и неизменны для всех людей без исключения, а кто упорно чуждается святости, тот, следовательно, чуждается Самого Бога.