«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В день 25-го января празднуется память его друга и сподвижника — второго из троичного лика этих великих иерархов — св. Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, тоже борца за св. Православие против тех же еретиков-ариан, захвативших, было, все храмы в царственном Константинополе. Церковь славит его за то, что он «Богословным языком своим сплетения риторская разрушил» и «Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил» и именует его: «Богословия уме крайнейший», уподобляя его, по глубине проникновения в возвышенные догматы нашей св. веры «сыну Громову», то есть св. Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. И он оставил нам свои дивные творения, из которых особенно важны его «Пять слов о Богословии», в которых раскрывается догмат о Святой Троице. «О Пресвятой Троице я чаще говорю, чем дышу», писал святитель в одном из своих писем. Это учение о Пресвятой Троице раскрывается в проповедях св. Григория в таком свете, в такой высоте и глубине, как только можно постигать его человеку и выражать на человеческом языке, за что св. Церковь и почтила его наименованием «Богослова». Дивные проповеди св. Григория отличаются священным величием, духовной властью и высоким одушевлением. Они столь прекрасны, и по содержанию и по форме, что многие выражения из них взяты церковными песнописцами, как напр. преп. Иоанном Дамаскиным для церковных песнопений на Рождество Христово, на Пасху, на Пятидесятницу.

В день 27-го января св. Церковь празднует память третьего из этой «троицы святителей» — св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, по случаю перенесения его св. мощей. «Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети», славит св. Церковь сего своего «златословеснаго учителя», и как бы теряется в похвалах ему, взывая к верным: «Златокованную трубу, Богодохновенный орган, догматов пучину неисчерпаемую, церковное утверждение, ум небесный, премудрости глубину, чашу всезлатую, изливающую реки учений медоточных, и напаяющую тварь, песненно воспоим». Св. Иоанн, прозванный «Златоустом» за свое необыкновенное благодатное красноречие, во все времена считался непревзойденным и совершеннейшим образцом для всех проповедников. От него дошло до нас более 800 проповедей. В них мы находим объяснение почти всего Нового Завета и многого из ветхозаветных священных книг. Все его проповеди имеют целью нравственное исправление грешника и утверждение его в христианской добродетели. Как самое главное, он подчеркивает всегда необходимость любви к Богу и ближним. Особенно замечательны его «Шесть слов о священстве», в которых он изобразил идеал пастыря, слова о молитве, о милостыне, о зрелищах, против ходящих в театры, похвальные слова св. мученикам. Его «Огласительное слово на св. Пасху» полагается, по уставу, читать в конце пасхальной утрени. Ему принадлежит много молитв и «Чин Божественной литургии», которую мы совершаем ежедневно.

Так велики и славны эти трое святителей, что св. Церковь, не довольствуясь празднованием их памяти каждому в отдельности, установила еще общее торжественное празднование им, всем троим вместе, в день 30-го января, именуя их «великими иерархами» и «вселенскими святителями и учителями», «апостолов единонравными», «благодати органами», «столпами благочестия», «врачами премудрыми недугов душевных и телесных», «тремя светозарными светильниками», «просвещающими Христову Церковь».

В день 18-го января св. Церковь прославляет одновременно память двух александрийских святителей, боровшихся с еретиками за св. Православную веру — св. Афанасия Великого и св. Кирилла.

«Столп был еси Православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие» — так восхваляет она первого из них, празднуя ему его память еще и отдельно 2-го мая. Почти половину IV столетия история Православно-Христианской Церкви была неразрывно связана с его именем, как неутомимого и неустрашимого борца за истинную веру Христову против крайне-опасной ереси арианства, подрывавшей веру в Божественное достоинство Сына Божия и тем колебавшей самые основы христианства. Пять раз он подвергался удалению с кафедры и изгнанию, и каждый раз возвращение его в Александрию носило характер триумфального шествия — так радостно встречала его благоговевшая пред ним паства. Его сравнивали с дубом, который во время бури оставался непреклонным, и после каждого налета грозы вновь представал во всей своей величественной красе. Его называли «Отцом Православия», а св. Григорий Богослов выразился о нем, что «его жизнь и нрав суть правила для епископа, его догматы — законы Православия». От него дошло до нас около 50 сочинений, преимущественно догматического содержания, и множество проповедей, в которых он раскрывает истинное учение Церкви и разоблачает ложь еретиков.

Святителя Кирилла св. Церковь прославляет за то, что он «от Христовы Церкве мысленныя волки» — еретиков-несториан — «отгнал жезлом учений своих, и сию окрест оградил словес утверждении и представил Христу недвижиму и непоколебиму».

В день 10-го января св. Церковь празднует память святителя Григория, Епископа Ниссийского, младшего брата св. Василия Великого, который боролся за св. Православие против еретиков, сделавшись странствующим проповедником. Св. Церковь воспевает его, как «светильника многосветлаго Божественныя зари», как «проповедника истины», как «основание Богословия», как «поборника Святыя Троицы». От него дошло до нас много проповедей изъяснительных, нравоучительных и похвальных, которые отличаются богатством мыслей, искренностью чувства и живостью описаний.

В день 17-го января празднуется память основателя иночества и основоположника монашеской жизни преп. Антония Великого, которого св. Церковь славит, как «чистаго душею и сердцем ангела земнаго, человека небеснаго, девства учителя» за то, что он, «глас Евангелия Господня услышав, мiр оставил, богатство и славу в ничтоже вменив» и «всем вопиял: возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную». От него дошли до нас дивные наставления для духовно-нравственной жизни, относящиеся не к одним только монахам, но и ко всем, ревнующим быть истинными христианами.

В день 19-го января св. Церковь прославляет «пустыннаго жителя и в телеси ангела» преп. Макария Египетского, который «путь к жизни ведущей, неуклонно шествуяй совершил», «тлеемаго ветхаго человека совлеклся, с греховными страстьми» и «облеклся в новаго по Христе». И он оставил нам свои дивные письменные творения, в которых учит нас, как должны жить братия-христиане между собою, как надо благоугождать Богу, как правильно молиться, как бороться с грехом, как стать истинным христианином и возводит нас на самые вершины духовной жизни и подлинного христианского совершенства.

В день 21-го января св. Церковь справляет память преп. Максима Исповедника, который учит нас и своими вдохновенными творениями и самой исповеднической жизнью своею, как стать истинным христианином и как нужно дорожить истинным учением о вере и благочестии с полной и решительной непримиримостью к лжеучителям-еретикам. Когда от него требовали, чтобы он причастился с еретиками, он, несмотря на угрозы, мужественно отвечал: «Аще и вся вселенная причастится с ними (то есть, с еретиками), аз един токмо не причащуся». И был жестоко замучен, давая нам пример стойкости в истинной вере.

В день 28-го января празднуется память великого проповедника покаяния — преп. Ефрема Сирина, который «час присно провидя суда, рыдал горько», и «Судии всем пришествие написуя словесы мудрыми», как подлинный «светильник вселенной». От него дошли до нас исключительной силы и глубины поучения, призывающие нас к покаянию. Он является для нас проповедником сердечного сокрушения, плача, памяти Страшного Суда и будущей жизни, почему поучения его и установлено св. Церковью читать во храме за Богослужением в дни Великого поста. Но проповедь его о покаянии отнюдь не ведет к мрачному безотрадному состоянию духа, ибо он обращает мысль слушателей к христианскому учению о благости Божией. Любимое выражение его: «Бог есть Бог кающихся», и потому покаянное чувство слушающих его поучения срастворяется с тихой небесной радостью, в крепкой надежде на милосердие Божие. Ему принадлежит дивная великопостная молитва, так часто читаемая: «Господи и Владыко живота моего...»

И, наконец, в день 29-го января св. Церковь празднует память священномученика Игнатия Богоносца, Епископа Антиохийского, по случаю перенесения его св. мощей. Он был «мужем апостольским» и оставил нам весьма важные послания, в которых содержатся основоположительные для нас наставления о власти Епископа в Церкви и о взаимоотношениях Епископа, клира и верующих мiрян. Св. Церковь славит его, как «Богословов крайняго преемника», стопам которых он последовал.

Вот какое безмерно-великое духовное богатство раскрывает перед нами месяц январь! Надо только читать эти дивные святоотеческие творения, назидаться ими, глубоко проникаться духом их и следовать в своей жизни тому, чему они учат.

А что у нас в наше время обыкновенно читают? Каким чтением увлекаются? если и вообще еще что-то читают, а не проводят все свое время за телевизором и в пустых, зачастую безнравственных развлечениях?