«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В день 17-го января празднуется память основателя иночества и основоположника монашеской жизни преп. Антония Великого, которого св. Церковь славит, как «чистаго душею и сердцем ангела земнаго, человека небеснаго, девства учителя» за то, что он, «глас Евангелия Господня услышав, мiр оставил, богатство и славу в ничтоже вменив» и «всем вопиял: возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную». От него дошли до нас дивные наставления для духовно-нравственной жизни, относящиеся не к одним только монахам, но и ко всем, ревнующим быть истинными христианами.

В день 19-го января св. Церковь прославляет «пустыннаго жителя и в телеси ангела» преп. Макария Египетского, который «путь к жизни ведущей, неуклонно шествуяй совершил», «тлеемаго ветхаго человека совлеклся, с греховными страстьми» и «облеклся в новаго по Христе». И он оставил нам свои дивные письменные творения, в которых учит нас, как должны жить братия-христиане между собою, как надо благоугождать Богу, как правильно молиться, как бороться с грехом, как стать истинным христианином и возводит нас на самые вершины духовной жизни и подлинного христианского совершенства.

В день 21-го января св. Церковь справляет память преп. Максима Исповедника, который учит нас и своими вдохновенными творениями и самой исповеднической жизнью своею, как стать истинным христианином и как нужно дорожить истинным учением о вере и благочестии с полной и решительной непримиримостью к лжеучителям-еретикам. Когда от него требовали, чтобы он причастился с еретиками, он, несмотря на угрозы, мужественно отвечал: «Аще и вся вселенная причастится с ними (то есть, с еретиками), аз един токмо не причащуся». И был жестоко замучен, давая нам пример стойкости в истинной вере.

В день 28-го января празднуется память великого проповедника покаяния — преп. Ефрема Сирина, который «час присно провидя суда, рыдал горько», и «Судии всем пришествие написуя словесы мудрыми», как подлинный «светильник вселенной». От него дошли до нас исключительной силы и глубины поучения, призывающие нас к покаянию. Он является для нас проповедником сердечного сокрушения, плача, памяти Страшного Суда и будущей жизни, почему поучения его и установлено св. Церковью читать во храме за Богослужением в дни Великого поста. Но проповедь его о покаянии отнюдь не ведет к мрачному безотрадному состоянию духа, ибо он обращает мысль слушателей к христианскому учению о благости Божией. Любимое выражение его: «Бог есть Бог кающихся», и потому покаянное чувство слушающих его поучения срастворяется с тихой небесной радостью, в крепкой надежде на милосердие Божие. Ему принадлежит дивная великопостная молитва, так часто читаемая: «Господи и Владыко живота моего...»

И, наконец, в день 29-го января св. Церковь празднует память священномученика Игнатия Богоносца, Епископа Антиохийского, по случаю перенесения его св. мощей. Он был «мужем апостольским» и оставил нам весьма важные послания, в которых содержатся основоположительные для нас наставления о власти Епископа в Церкви и о взаимоотношениях Епископа, клира и верующих мiрян. Св. Церковь славит его, как «Богословов крайняго преемника», стопам которых он последовал.

Вот какое безмерно-великое духовное богатство раскрывает перед нами месяц январь! Надо только читать эти дивные святоотеческие творения, назидаться ими, глубоко проникаться духом их и следовать в своей жизни тому, чему они учат.

А что у нас в наше время обыкновенно читают? Каким чтением увлекаются? если и вообще еще что-то читают, а не проводят все свое время за телевизором и в пустых, зачастую безнравственных развлечениях?

Удивительно ли после этого такое крайнее оскудение духа подлинно-христианской жизни в наши дни, такой стремительный рост преступности?!

А еще, пожалуй, хуже, когда начинают «мудрствовать о себе» и дерзко критиковать учение Святых Отцев, надменно и горделиво ставя себя выше их, как это нередко делают многие современные «богословы»-модернисты и вольнодумные экуменисты, не признающие в своей слепой заносчивости и самопревозношении никаких авторитетов, кроме своего собственного.

Да что говорить! Доходят даже до дерзкой критики самого Богооткровенного Слова Божия!

Это — уже крайняя степень духовного падения — той безнадежной духовной слепоты, которая весьма-весьма трудно врачуется и даже, быть может, без особенного вмешательства благодати Божией, и вовсе неисцелима. Принять на себя надменный вид, с сигарой во рту (как это нередко делают современные «богословы»!) и свысока критиковать — это легче всего. Но к чему это ведет?

Конечно, отнюдь не ко спасению души, которое является целью жизни каждого истинного христианина а только — к вечной погибели!

Об этом и говорит один из наставников духовной жизни: «Видел ли ты кого погибающим? Знай, что он последовал самому себе, своему разуму, своей воле, а не Святым Отцам!» Итак, будем помнить, что наша вера — вера Отеческая!

БЛАГОДАРНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ ЗА ПОЗДРАВЛЕНИЯ.