«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тогда еще здесь на земли мы сподобимся восприять Христа, если не на руки свои, как праведный старец Симеон, то таинственным образом вглубь душ и сердец наших и при исходе нашем из жизни сей сможем от души воззвать, подобно ему: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!..."

А в жизни будущей соединимся с Ним уже навеки — в вечной, нескончаемой, блаженной славе Его. Аминь.

Сознаем ли мы себя блудными сынами?

Вот и вновь мы в преддверии Великого поста, и св. Церковь, как наша заботливая мать, начинает постепенно, исподволь готовить нас к нему. Еще в прошлый воскресный день начали петь накануне за всенощным бдением умиляющее и глубоко трогающее наши души песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» А за литургией читалась евангельская притча о мытаре и фарисее, в которой Сам Господь наш Иисус Христос высказал похвалу мытарю за его искреннее смирение и одновременно — осуждение гордому фарисею за его самомнение и самопревозношение. Этой притчей св. Церковь желала внушить нам: «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоких глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мiра, очисти рабы Твоя!» (Кондак недели Мытаря и фарисея), то есть: если мы действительно хотим по-настоящему каяться в своих грехах предстоящим Великим постом, то мы должны подражать в своей внутренней настроенности не гордящемуся своими заслугами фарисею, а смиренному мытарю, глубоко сознающему всю тяжесть своих грехов и искренно кающемуся в них, сокрушающемуся о них и сознающему свое глубокое недостоинство даже очей возвести на небо (Лк. 18, 13).

«Боже, милостив буди мне, грешнику!» — вот о чем он только молился, нисколько не помышляя о каких-либо своих заслугах и, тем более, не перечисляя их и не возвышая себя над другими людьми, как это делал в своей надменной молитве фарисей.

Поставив в пример нам смиренного мытаря, святая Церковь рисует затем в другой притче образ покаявшегося блудного сына, который, искренно сознав свою греховность пред любящим отцом, с глубоким сердечным сокрушением возвращается в дом отчий, желая тем самым, чтобы мы подражали в своем покаянном настроении этому блудному сыну.

В наше время, многие, даже из числа тех, которые еще не совсем порвали с Церковью, ходят на Богослужение, исповедуются и причащаются св. Христовых Таин, часто смотрят на исповедь, как на простую формальность, которую надо пройти, чтобы быть допущенными к св. Причащению.

Но так ли это?

Конечно, нет!

Таинство покаяния с совершаемой на нем исповедью, это вовсе не одна лишь формальность, а великое Таинство и притом самостоятельное Таинство, не зависимое от св. Причащения. Это — великое животворное Таинство, исцеляющее наши недугующие грехом души, силою благодати Божией очищающее нас от всякой греховной скверны и нечистоты, если только мы действительно осознаем себя грешниками и искренно каемся в содеянных нами грехах.

Горе тому, кто этого не понимает или не хочет понять! Такой человек, приходя на исповедь, только тяжко грешит пред Богом и своим прежним грехам прилагает новый грех.

Что же нужно для того, чтобы исповедь была действительно для нас спасительной — исцеляла бы наши больные грехом души?

Для этого мы должны идти на исповедь с таким настроением, с каким шел возвращавшийся в отчий дом к своему любящему отцу евангельский блудный сын.

Исповедуясь в своих грехах перед свидетелем Божиим — священником, мы должны живо сознавать себя блудными сынами, тяжко прегрешившими пред своим любящим Отцом — Богом.