«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но будем помнить! Такую силу имеет истинное покаяние.

Придти к священнику на исповедь, обстоятельно перечислить ему все свои грехи, даже ничего не утаивая и не смягчая своей вины, и затем ждать от него прочтения разрешительной молитвы с тем, чтобы приобщиться св. Христовых Таин, это еще не значит — по-настоящему покаяться, особенно, если после этого мы с легким сердцем возвращаемся к своей прежней, вошедшей уже в привычку, греховной жизни, продолжаем, без особой борьбы с собой, грешить как и раньше.

Нет! это не есть покаяние истинное, и оно не только не имеет возрождающей силы, а еще может послужить нам в вящее осуждение.

Истинное покаяние всегда связано с искренним глубоким самоосуждением, с искренним сердечным сокрушением, с твердо-принятым в душе намерением не возвращаться больше к своим прежним грехам, с решимостью так или иначе загладить свои грехи противоположными им добрыми делами и самым коренным образом изменить свою жизнь к лучшему, в согласии с заповедями Божиими, одним словом — исправиться и начать жить совсем иначе, по-новому.

Вот такое только покаяние и имеет действительно возрождающую силу, делает человека совершенно другим, чем он был, из грешника делает его праведником.

Но возможно ли это?

На это можно ответить словами Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Невозможное человеком возможно Богу» (Лк.18, 27).

Для благодати Божией, спасающей человека, нет ничего невозможного, а благодать Божия привлекается свободным произволением самого человека, его горячей молитвой и собственными подвигами и трудами, доказывающими это свободное произволение и искреннее желание улучить спасение.

Все это мы и видим в примере преподобной Марии Египетской. И недаром в образец такой необыкновенно-животворной действенности истинного покаяния взята св. Церковью Мария Египетская, бывшая прежде блудницей.

Хотя в настоящее время многими, даже считающими себя «христианами», ни во что ставится этот грех, однако, надо знать, что блуд это один из самых тяжких грехов и всегда поставлялся св. Церковью наравне с отпадением от веры и с убийством. Недаром он весьма часто приводит человека и к тому и другому. В первые века христианства, когда господствовала особенная чистота нравов, блудники, наравне с отпадшими от веры и убийцами, вовсе извергались из Церкви, как негодные члены, осквернявшие чистоту ее. И только потом постепенно выработалась система принятия их обратно в Церковь спустя длительные сроки несения ими строгой церковной епитимии, с отлучением на многие годы от св. Причащения. Впадшие в блуд никогда не допускались до совершения над ними таинства священства, они не могли быть «ни епископами, ни пресвитерами, ни диаконами, ниже вообще в списке священнаго чина» (Апостольское правило 17-ое). А впадшие в блуд священнослужители, по церковным правилам, должны извергаться из священного чина – лишаются своего сана (Апостольское правило 25-ое, св. Василия Вел. правило 3-ье, 32-ое, 51-ое и 70-ое и Неокесарийского собора 1-ое) навсегда, безотносительно от принесения ими покаяния.

Так строго всегда смотрела св. Церковь на грех блуда.

И вот, если бывшая блудница стала все же ангелоподобной «невестой Христовой», как именует ее св. Церковь в своих песнопениях, то какую же действительно чудесную возрождающую силу имеет истинное покаяние, — покаяние, сопровождающееся делами, достойными покаяния, а не одними лишь словами, ни к чему не обязывающими человека, легкомысленно-настроенного, как это особенно часто бывает в наше время, любящее расточать ничего не значащие, пустые слова! Правда, могут нам возразить, что разбойник за одни лишь покаянные слова: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» сподобился райского блаженства, но ведь это было предсмертное покаяние, свидетельствовавшее о коренном нравственном перевороте в его душе, о его полном внутреннем перерождении: он и не мог бы «сотворить дел, достойных покаяния», как это сделала преподобная Мария Египетская, 47 лет подвизавшаяся в непроходимой пустыне, и Сердцеведец-Господь знал, конечно, что произошло в его душе, когда произнес эти знаменательные слова всепрощения: «Днесь со Мною будеши в раи!» (Лк.23, 42-43). Вся сила покаяния — именно в этом внутреннем нравственном перевороте, который совершается в душе человека и делает его уже неспособным возвращаться к прежней греховной жизни. Вот к этому-то мы и должны стремиться, если хотим по-настоящему каяться, а одна чисто-формальная словесная исповедь нас не спасет!

«Господи, в покаянии приими мя!» Пост кончается: поспешим от всего сердца принести истинное покаяние, пока еще не затворил «дверей покаяния» Христос, «яко недостойным нам!»

МIР БЕЗУМСТВУЕТ.