«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Совершенно напрасно толкуют эти слова, нападая на нашу Православную Церковь, разного рода сектанты, утверждающие, будто Господь этими словами отвергает церковные обряды и вообще всякое внешнее выражение молитвенных чувств. Если бы это было так, не поучало бы нас в другом месте Слово Божие: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Ведь человек создан Богом не из одной души, а из души и тела, и поэтому совершенно естественно, чтобы и тело наше участвовало в Богопоклонении.

Да и сам Господь, как видно из Евангелия, дал нам пример такого Богопоклонения, когда молясь Богу Отцу, возводил очи к небу (Ин. 11, 41), преклонив колена молился (Лк. 22, 41), падал на лице Свое (Mатф. 26, 39) и т.п.

Значит, молиться Богу «в духе» не то вовсе значит, чтобы молиться только в своей душе, без всяких внешних проявлений молитвы. Это значит только то, что ценность молитвы не зависит ни от места, где она возносится, ни от внешних форм, в которых она выражается, но от внутренней настроенности человека. Ведь можно устами произносить молитвы, а духом своим в это время блуждать невесть где, вместо того, чтобы действительно всем внутренним существом своим возноситься к Богу.

Везде можно и должно покланяться Богу и молиться Ему, но молитва эта должна быть духовна, то есть быть действительным выражением нашего внутреннего духовного устремления к Богу, и должна быть истинной, то есть не лицемерной, не притворной, только на показ людям, не быть фальшивой и не искренней, а на самом деле исходящей из глубины сердца и действительно отражающей внутреннее настроение души нашей.

праведного Иоанна Кронштадтского.

Например, слезы во время молитвы, чтения или совершения какого-либо богослужебного обряда; все великие отцы-подвижники высоко ставили и ценили благодатный дар слез умиления, но если эти слезы не искренние, а только напускные, деланные, притворные, то в них уже не выражается истинное Богопоклонение — это фальшь, а не молитва «в духе и истине», какую заповедал нам Господь.

Настоящая «духовная» и «истинная» молитва, к какой мы все должны стремиться, как к идеалу, это молитва, произносимая «умом в сердце», или, как называют ее великие отцы-молитвенники, непрестанная «умно-сердечная» молитва, к которой призывает христиан св. Апостол, говоря: «Непрестанно молитесь!» (1 Солун. 5, 17). Но такая молитва есть уже дар Божий, которого сподобляются лишь немногие за свой искренний труд, за свое собственное усердие. Искреннее стремление получить этот дар и труды для получения его всегда вознаграждаются Богом.

Но что сказать о тех людях, которые вовсе не стремятся к такой благодатной «умно-сердечной» молитве, которые молятся без усердия, только наружно одними устами?

А еще хуже, когда преследуя какую-нибудь цель, ничего с истинным Богопоклонением не имеющую, молятся только на показ!

Однако в наши дни мы дожили до еще более страшного явления, когда люди, вовсе не веруя в Бога и не имея никакого желания поклоняться Богу, только вид делают, будто они молятся Богу, а в действительности покланяются врагу Божию и врагу человеческого спасения — диаволу. Эти люди и составляют ту «церковь лукавнующих», о которой говорил так решительно Псалмопевец: «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25, 5).

Увы! теперь новыми современными «богословами» дается такое широкое истолкование заповеди о любви к ближним, что такие и подобные им изречения Слова Божия, как например: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1), вовсе игнорируются и совершенно отметаются, как якобы противные духу христианской любви, которая будто бы все «долготерпит», по их толкованию, даже в отношении ко всякой неправде, «все покрывает», даже явное антихристово зло, «всему верит» — даже диавольской лжи, «все переносит» — даже всякое богохульство и возстание против Бога (кривотолкование слов св. Ап. Павла в 1 Кор. 13, 4-7).

Неужели не чувствуется в таком злоупотреблении текстами Священного Писания самая откровенная и безстыдная фальшь и ложь?!

Но Свв. Отцы еще первых веков христианства так и предсказывали, что когда придет Антихрист, он широко будет использовать в своих выгодах и целях не только изречения Священного Писания, но и канонические правила Церкви, лишь бы убедить колеблющихся последовать за ним. И начало такого злоупотребления текстами Священного Писания и церковными правилами мы уже видим теперь — у тех, кто явно стремятся создать на место истинной Церкви Христовой «церковь лукавнующих» и взять руководство над нею, обольщая всех христиан своею ложью и фальшью, чтобы привлечь возможно больше к себе.

Во имя этого совершенно лживого толкования христианской любви, усиленно пропагандируется сейчас во всем мiре признание равноправными и равнозначащими всех существующих религий, вплоть до «религии безбожия», и даже экуменическое, во вселенском масштабе, объединение православных, римо-католиков, протестантов, иудеев, магометан, язычников и безбожников.