«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Раздраженный мусселим принялся за насилия. Он жестоко избил Анастасия; потом запирают страдальца в тюрьму, на руки и на ноги набивают колодки, а шею отягчают цепью, - за ногти вбивают острые иглы из тростника; бесчеловечные целый день мучили молодого человека. Не один раз мусселим призывал его к себе и заставлял принять магометанство. Страдалец был непоколебим. - «Я христианин, говорил он, не откажусь от моей веры». Градоначальник приговорил повесить Анастасия за городом; вместе с тем тайно поручил он своим людям уговаривать Анастасия дорогою. Смерть, бывшая в виду, не изменила мыслей страдальца . Идя на казнь, истерзанный и измученный, он упал на дороге и предал дух свой Господу, августа 29-го 1794 г.

Свв. отцов: АЛЕКСАНДРА, ИОАННА и ПАВЛА, патриархов Цареградских,

Память 30 августа.

Св. АЛЕКСАНДР жил в царствование Константина Великого и участвовал в 1-м Вселенском соборе вместо престарелого и больного патриарха Митрофана, по смерти которого возведен был в сан патриарха и управлял Церковью с 325 или 326 года по 340 год. Он был ревностным защитником веры и паствы своей от козней еретиков и язычников.

Однажды, как свидетельствует Созомен, когда языческие философы захотели вступить в состязания о вере с православным епископом, то Александр, обратясь к тому, кто был избран для состязания, с твердостью сказал: «во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе молчать!» И философ внезапно стал нем. Это чудо обратило самого философа и многих к вере Христовой...

О другом чуде - внезапной смерти Ария вследствие молитвы св. Александра - свидетельствует современник его св. Афанасий в письме к Серапиону: когда осужденный на 1-м Вселенском соборе и преданный отлучению от Церкви Арий, еретик, отвергавший Божество Иисуса Христа, выказав впоследствии притворное раскаяние, склонил при помощи своих единомышленников императора Константина Великого к помилованию его, то Константин повелел архиепископу Александру допустить Ария к общению церковному. Между тем, ревнитель истины - св. Александр провидел неправду и лицемерие еретика и не хотел допустить его до Церкви. Не хотел он также и быть ослушником царского повеления. В тягостном недоумении, Александр всею душою обратился к Богу с пламенною молитвою о том, чтобы Сам Господь, ими же ведает судьбами, не допустил вторгнуться в Церковь злейшему врагу ее... И молитву праведного исполнил Бог. Когда на другой день утром Арий, окруженный своими единомышленниками, шел в соборный храм, то на пути внезапно почувствовал сильное расстройство, кончившееся смертью в самой неблагообразной обстановке... Все поражены были внезапною смертью еретика в минуту, когда он уже торжествовал о своем кощунственном успехе, и многие признали в этом обстоятельстве чудное заступление свыше в охранение неприкосновенности Православной Церкви...

Святитель Александр скончался в 340 году, 98-ми лет от роду, оставив преемником по себе св. Павла, память которого - 6-го ноября.

Св. Иоанн постник - особо воспоминается Церковью 2-го сентября.

Св. Павел управлял Церковью в сане патриарха с 780-го года. Видя усиление иконоборческой ереси, отказался от своей власти и удалился в монастырь (св. Флора), где до самой кончины не переставал влиять своими убеждениями на восстановление иконопочитания. Скончался в 784-м году, незадолго перед смертью приняв схиму.

 

+Память о Сербских святителях.

Сербская Церковь в 30 день августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины.

Преемник св. Арсения Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у Сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну, блаж. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелью его была кротость. С именем св. Саввы покоится он в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская Церковь поет ему: «из корене благого благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя».

Пред иконостасом Печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа Сербского, великого чудотворца. Блаж. Никодим, природный Серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3, Сербиа объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но Афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день Вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея Сербия и поморские земли многая лета», так говорит современник. Это было в 1317 г. При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у Иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси Богоносца братома вкупе и всей Срьпьской земли»; потом, будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и Крьстителя Иоанна и принесен ми бысть си типик Ерусалимскы и преложих и в наш езык от письмен Грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнем се еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се с естеством и обычаем пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее труд покажем». - Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители Апостол, доныне уцелевший, а прежде того - Параклитик и Октоих, ныне неизвестные. Богомилов - бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду, как вредных обществу и Церкви. Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии, писал грамоту о том, дабы Сербские архиепископы и Хиландарские игумены не забывали Типикарницы св. Саввы, причем красноречиво описал жизнь св. Саввы; это было предсмертное завещание Хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии.