«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Св. Иоанн постник - особо воспоминается Церковью 2-го сентября.

Св. Павел управлял Церковью в сане патриарха с 780-го года. Видя усиление иконоборческой ереси, отказался от своей власти и удалился в монастырь (св. Флора), где до самой кончины не переставал влиять своими убеждениями на восстановление иконопочитания. Скончался в 784-м году, незадолго перед смертью приняв схиму.

 

+Память о Сербских святителях.

Сербская Церковь в 30 день августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины.

Преемник св. Арсения Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у Сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну, блаж. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелью его была кротость. С именем св. Саввы покоится он в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская Церковь поет ему: «из корене благого благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя».

Пред иконостасом Печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа Сербского, великого чудотворца. Блаж. Никодим, природный Серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3, Сербиа объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но Афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день Вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея Сербия и поморские земли многая лета», так говорит современник. Это было в 1317 г. При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у Иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси Богоносца братома вкупе и всей Срьпьской земли»; потом, будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и Крьстителя Иоанна и принесен ми бысть си типик Ерусалимскы и преложих и в наш езык от письмен Грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнем се еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се с естеством и обычаем пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее труд покажем». - Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители Апостол, доныне уцелевший, а прежде того - Параклитик и Октоих, ныне неизвестные. Богомилов - бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду, как вредных обществу и Церкви. Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии, писал грамоту о том, дабы Сербские архиепископы и Хиландарские игумены не забывали Типикарницы св. Саввы, причем красноречиво описал жизнь св. Саввы; это было предсмертное завещание Хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии.

Блаж. Иоанникий управлял Церковью с 1339 г. сперва в сане архиепископа, - а потом в 1346 г. Сербский собор, состоявший из Болгарского патриарха и всех Сербских архипастырей, по желанию кор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцом. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей; он не был так худ, как изображали злившиеся на него Греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его к победоносцу Георгию! Но иметь влияние на такого человека - подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникия и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для Иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной кр. Милютином; последнею приписан был к той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. - Это было посильною помощью православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении Законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе. Церковь чтит в св. Иоаннике «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавного Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща». Он и скончался на подвиге миротворения. - Душан поссорился с Венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршию обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.

Так как Законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу Сербского первосвятителя, то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи Законника.

Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.

Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея, или от духовного отца, или от поставленного архиереем.

Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения Церкви, таковых разлучать и сажать в темницу.

Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред Церковью или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу: пусть покорится св. Церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться, отлучить его от Церкви и подвергнуть наказанию.

Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного и троекратного вразумления. Если не послушаются, отлучать от Церкви.