«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Блаж. Иоанникий управлял Церковью с 1339 г. сперва в сане архиепископа, - а потом в 1346 г. Сербский собор, состоявший из Болгарского патриарха и всех Сербских архипастырей, по желанию кор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцом. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей; он не был так худ, как изображали злившиеся на него Греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его к победоносцу Георгию! Но иметь влияние на такого человека - подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникия и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для Иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной кр. Милютином; последнею приписан был к той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. - Это было посильною помощью православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении Законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе. Церковь чтит в св. Иоаннике «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавного Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща». Он и скончался на подвиге миротворения. - Душан поссорился с Венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршию обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.

Так как Законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу Сербского первосвятителя, то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи Законника.

Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.

Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея, или от духовного отца, или от поставленного архиереем.

Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения Церкви, таковых разлучать и сажать в темницу.

Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред Церковью или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу: пусть покорится св. Церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться, отлучить его от Церкви и подвергнуть наказанию.

Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного и троекратного вразумления. Если не послушаются, отлучать от Церкви.

Совращающих православного христианина в Латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и священным Писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие, того подвергать наказанию, как предписано в законе святых отцев. Благочестивый царь будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться, отбирать у него все имение и передавать тем, которые покорятся православной вере. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них - заблудившихся обращаться к святой вере.

Великая церковь поставит протопопов по городам, местечкам и селам, чтобы умножались христиане, обращаясь из Латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый, закон, переданный Апостолами и святыми отцами.

Если Латинский поп совратит христианина в Латинскую веру, подвергать его наказанию, по закону святых отцев.

Если полуверец возьмет за себя христианку, он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети и дом отбираются, а его отсылают в заточение.

10. Если же еретик живет с христианкою тайно, прогнать его, и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию.

Святители поставляют духовников по всем областям, по городам и селам, и те пусть будут духовники духовниками, которые получили от своих архиереев благословение на духовничество, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, - пусть Церковь накажет их по закону.

Мирянин пусть не разбирает духовного дела; если же окажется, что непоставленный судил церковное дело, то платит 300 перперов. - Только Церковь судит о грехах и о всяком церковном деле.