«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Архиереи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным делам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.

Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Те монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь.

Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.

Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие, такое место или село платит за это беззаконие и выдает суду виновных. Если же участвовал в том священник, он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.

Если кто продаст христианина иноверцу, отсечь ему руку и отрезать язык.

Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь, его принимают с почестью.

Церквами владеют только царь, святый господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.

47. При всех церквах должны содержаться бедные, как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают к церквам нищих, чтобы были питаемы.

49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами.

55. Если кто ударит или убьет архиерея или монаха или священника, отсечь ему руку и потом повесить его.

68. Если подсудимый убежит из заключения и придет на двор царский или патриарший, то он свободен.

93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная католическая Церковь, но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами».

Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для Сербской Церкви!

Ефрем, сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым, но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве, и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника; но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь; здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти п. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. - Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную келью; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху Констант. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно Сербской патриархии. Мир с Греческою Церковью восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но, к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. - После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобного отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе не ожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это было окт. 3-го 1376 г. Вслед за тем Ефрем посвящен был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцом Сербских властителей. Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись князю Лазарю; так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему, не взирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя Сербской Церкви. В 1382 году он посвятил на свое место блажен. Спиридона, а сам стал жить уединенно в Архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе - дрьжащу престол святительства Срьбские земли преосв. патриарху кир Спиридону, в дому св. архистратига Михаила и Гавриила, при господине учителе, бывшем патриархе, кир Ефреме, - в лето 1387». Заметка дает видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении, признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях, скончался в 1388 году почти в одно время с блаж. князем Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «цевница духовная»; это подает мысль, что он писал свящ. песни для Сербской Церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители.