«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

47. При всех церквах должны содержаться бедные, как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают к церквам нищих, чтобы были питаемы.

49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами.

55. Если кто ударит или убьет архиерея или монаха или священника, отсечь ему руку и потом повесить его.

68. Если подсудимый убежит из заключения и придет на двор царский или патриарший, то он свободен.

93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная католическая Церковь, но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами».

Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для Сербской Церкви!

Ефрем, сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым, но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве, и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника; но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь; здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти п. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. - Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную келью; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху Констант. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно Сербской патриархии. Мир с Греческою Церковью восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но, к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. - После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобного отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе не ожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это было окт. 3-го 1376 г. Вслед за тем Ефрем посвящен был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцом Сербских властителей. Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись князю Лазарю; так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему, не взирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя Сербской Церкви. В 1382 году он посвятил на свое место блажен. Спиридона, а сам стал жить уединенно в Архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе - дрьжащу престол святительства Срьбские земли преосв. патриарху кир Спиридону, в дому св. архистратига Михаила и Гавриила, при господине учителе, бывшем патриархе, кир Ефреме, - в лето 1387». Заметка дает видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении, признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях, скончался в 1388 году почти в одно время с блаж. князем Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «цевница духовная»; это подает мысль, что он писал свящ. песни для Сербской Церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители.

Так как по кончине Спиридона и князя Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаж. Ефрема снова управлять Церковью до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял Сербскою паствою к утешению лучших людей.

Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила Савве. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви.

В трапезе Печского храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная псалтырь 1557 г. Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде Евангелие 1552 г.; в Меркшином монастыре Евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1557 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1521 г.; в Скадаре цветная триодь 1562 г. Очевидно, что Славянская любовь к просвещению - не то, что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, Апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства. - Блаж. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для Сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским. Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола Сербской церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха - в лето 7070 (1552)».

Блаж. патриарх Гавриил из дворянского Сербского дома Раичей, был первосвятителем Сербским во время весьма тяжелое. Христиане Сербии сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 году в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучений подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идох на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехом, кому плакати». По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. - Здесь в 1655 году он вместе с Антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для Славянских церквей. - Собор определил исправить церковные книги по Греческим и древним Славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при патр. Иосифе, и друзья его, Коломенский епископ Павел и Муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя. Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию, патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право свое на кафедру и несправедливое присвоение ее другим. - Под Турецкою властью, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. Константинопольского патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношение с Россией. Точно также враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастья, донесли Турецким властям, что Гавриил - государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал к себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнен смертью; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, но предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почете и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену святой вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, - это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за святую веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: «Патху Ку (патриарху Кириу) Гаврилу».

Святого мученика и исповедника НУМИДИКА,

Память 31 августа.

Нумидик был исповедником веры и принял страдания за нее во время вышеупомянутого гонения от Декия в Карфагене. Сам бесстрашно исповедав на допросе веру свою, он убеждал к тому же и других христиан. Осужденный на смерть, он присутствовал при казни товарищей своих и жены, которая была сожжена; потом, истерзанный, замученный, он был оставлен замертво между телами умерших. Ночью дочь его пришла искать тела родителей, чтобы предать их погребению; когда после долгого разыскивания их среди избиенных и сожженных, она нашла своего отца, то, заметив в нем признаки жизни, понесла его к себе и с любовью ухаживала за ним. Через несколько времени Нумидик оправился и впоследствии был пресвитером.