«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так как по кончине Спиридона и князя Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаж. Ефрема снова управлять Церковью до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял Сербскою паствою к утешению лучших людей.

Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила Савве. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви.

В трапезе Печского храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная псалтырь 1557 г. Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде Евангелие 1552 г.; в Меркшином монастыре Евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1557 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1521 г.; в Скадаре цветная триодь 1562 г. Очевидно, что Славянская любовь к просвещению - не то, что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, Апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства. - Блаж. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для Сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским. Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола Сербской церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха - в лето 7070 (1552)».

Блаж. патриарх Гавриил из дворянского Сербского дома Раичей, был первосвятителем Сербским во время весьма тяжелое. Христиане Сербии сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 году в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучений подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идох на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехом, кому плакати». По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. - Здесь в 1655 году он вместе с Антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для Славянских церквей. - Собор определил исправить церковные книги по Греческим и древним Славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при патр. Иосифе, и друзья его, Коломенский епископ Павел и Муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя. Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию, патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право свое на кафедру и несправедливое присвоение ее другим. - Под Турецкою властью, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. Константинопольского патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношение с Россией. Точно также враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастья, донесли Турецким властям, что Гавриил - государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал к себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнен смертью; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, но предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почете и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену святой вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, - это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за святую веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: «Патху Ку (патриарху Кириу) Гаврилу».

Святого мученика и исповедника НУМИДИКА,

Память 31 августа.

Нумидик был исповедником веры и принял страдания за нее во время вышеупомянутого гонения от Декия в Карфагене. Сам бесстрашно исповедав на допросе веру свою, он убеждал к тому же и других христиан. Осужденный на смерть, он присутствовал при казни товарищей своих и жены, которая была сожжена; потом, истерзанный, замученный, он был оставлен замертво между телами умерших. Ночью дочь его пришла искать тела родителей, чтобы предать их погребению; когда после долгого разыскивания их среди избиенных и сожженных, она нашла своего отца, то, заметив в нем признаки жизни, понесла его к себе и с любовью ухаживала за ним. Через несколько времени Нумидик оправился и впоследствии был пресвитером.

+ Преставление святого ИОАННА, митрополита Киевского.

После м. Георгия, преемника блаж. м. Илариону, блаж. Иоанн, родом, вероятно, Болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей России в 1080 г. и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преп. Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это - муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преп. Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце. Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм Ап. Андрея в Андреевском монастыре, - причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного кн. Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре; 1089 г. августа 14 освящал чудную, великую церковь Печерскую и вслед за тем скончался. Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным. По ркп. святцам, он «святой Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви Русской несколько сочинений.

Послание м. Иоанна к Клименту папе старшего Рима - драгоценно и по содержанию своему, особенно же по духу кротости, которым дышит оно. «Приятна любовь твоя о Господе, человек Божий, достойный Апостольского престола», так писал Русский святитель. «Ты из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовью, предлагаешь желания духовные, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Так как дела в таком положении и ты таким оказываешься архиереем Божиим, не каковы были недавно архиерействовшие, возмутители и оскорбители истины: то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобызаю священную главу твою. Будь счастлив! Да покрывает тебя Божественная, Всевышняя рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами!

 «Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? отчего и как они доселе не исправились? Недоумеваю и не понимаю, какой жестокий демон, злобный враг истины и благочестия, наделал все это, разрушил братскую любовь вашу и союз, соединяющий христиан. Не скажу, что все погублено. Мы знаем, что вы из начала христиане по благодати Божией, и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отделяетесь. Вот смотрите:

«Все признают семь святых и Вселенских соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всею полнотою и убедительностью, они семь столпов Богословствующей мудрости; на них построила она свой святый дом - Вселенскую Церковь. Сим святым Вселенским соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных Апостолов Петра, одни - лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие - чрез доверенных посланных своих подавая содействующий голос Апостольской кафедры вашей. Таковы были: на Первом Вселенском соборе Сильвестр, на Втором Дамас, на Третьем Целестин; Четвертому Вселенскому собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом православия все знаменитые того времени. На Пятом соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно-просвещенный. На Седьмом Вселенском соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие чрез посланников своих, святых и Богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена Римской обители св. Саввы.

«Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на Римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое:

«Во-первых пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от Великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев, вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность Иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять св. Символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух Св. происходит не только от Отца, но и от Сына»...