«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом к славе воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти, как предсказали пророки и предрек Сам Господь Апостолам, книжникам и старейшинам народа иудейского и всему народу (Мф. 17:22—23. Мр. 10: 33—34. Иоан. 2:19—22. Мф. 27:62—63). В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (Мф. 2 8:1. Мр. 16:2. Лк. 24:1,22. Иоан. 20:1), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. "Вид" ангела "был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые" и разорялись (Мф. 28:2,4,11).

Так Господь расторг врата адовы и Своим Божественным всемогуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению!

Своими многократными "явлениями" по воскресении Своем, в продолжение 40 дней, Господь засвидетельствовал истину Своего воскресения из мертвых: "явил Себя живым со многими верными доказательствами" (Деян. 1:3) — пред Апостолами, "нам", - как сами о себе говорят они, - "которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых" (Деян. 10:41). "В продолжение сорока дней являясь им" (Деян. 1:3). В то время Христос уже не постоянно был с Апостолами — не так, как до воскресения. Заметь, не сказал (Лука): сорок дней, но: "в продолжение сорока дней", так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по-прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, — о том, чтобы поверили воскресению и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке. Почему же Он явился не всем, а только Апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами Апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) трапезы, то чего следовало ожидать от народа? Поэтому-то воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того, чтобы оно было несомненно не только для современников, но и для всех родов последующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим, то каким образом Апостолы совершали чудеса Его именем?" Поэтому-то и Сам (Христос) оставался на (земле) после воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (ученики) не считали видимого привидением. Да и этим Он не удовольствовался, но присовокупил еще и трапезу, о чем далее и говорит (Лука): "Который с ними и ел" (Деян. 1:4). Это всегда и Апостолы поставляли свидетельством воскресения, говоря: которые с Ним ели и пили (Деян. 10:41). Потому и вкушал Господь пищу с Апостолами, говорит Златоуст, чтобы они не почли явления Его за призрак".

Явления Иисуса Христа по воскресении Его можно уподобить солнечному восходу, который, начинаясь зарею, постепенно увеличивается и достигает полноты своей. В слове Божьем явления Господа воскресшего, воспоминаемые в неделю Пасхи, открыты следующие.

Первой из членов ново-насажденной Своей Церкви Глава ее Иисус Христос по воскресении Своем явился, как упоминают наши церковно-богослужебные книги, Пречистой Матери Своей. Так в Богослужении в неделю жен Мироносиц Церковь, обращаясь к Богоматери, воспевает: "воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже "радуйся первее", яко всех радости вину восприняла еси, Богомати всенепорочная". Далее, начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве: "Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба". Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа и первая услышала от ангелов благовестие о воскресении Его. Исторические сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскресении Своем прежде всех явился Пречистой Матери Своей. "И первое ибо, — говорит синаксарь во святую и великую Пасху, — воскресение Божьей Матери познаваемо бывает, прямо сидящей гроба с Магдалиною, яко же глаголет Матвей. Что говорит Матвей? В одном месте находим: Была же там (при погребении) Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27:61); в другом: пришла (в глубокое утро воскресения Христова) Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб (Мф. 28:1). Какое лице скрывается здесь под выражением: "другая Мария"? Синаксарь указывает в нем Пресвятую Деву, Матерь Господа, — что весьма естественно и более чем вероятно. Если бы это была не Она, то Евангелист вместо неопределенного, другая, сказал бы, какая именно Мария, во первых потому, что здесь же, говоря о двух Мариях, одну прямо назвал Магдалиною; во вторых потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о присутствующих при оном святых женах, Святой повествователь означил каждую из них собственным ее прозванием: "Были здесь, — говорил, - "и женщины: среди них были и Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мать, и мать сыну зеведеову, т. е. Саломия "и иные многие". Употребивши вместо определенного выражения неопределенное — "другая Мария", св. Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марию и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между женами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спасителя, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовой. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресв. Девы. Но чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, Евангелисты глаголют, что Он первое является Магдалине Марш. Св. Димитрий Ростовский, описывая жизнь Марш Магдалины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: "от Господа толь бяше любима, пишет он о Магдалине, яко первее всех — "по Пречистой Матери Своей", — Господь Своим по воскресении явлением почти ю".

Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился "Марии Магдалене". По прошествии дня покоя, утром в первый день недели сия благочестивая жена вместе с другими Мироносицами пошла к гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь к гробу, Мироносицы в недоумии говорили между собою: "кто отвалить нам камень от двери гроба?" Но видят, что камень, который "был очень большой", уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же ее вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали; тогда пред ними предстали Ангелы в блистающих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. "Что вы ищете Иисуса распятого? - вещали им Ангелы, — Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Мф. 28:5—7. Мр. 16:1—7. Лк. 24:1—7. Иоан. 20:1—2). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к Ап. Петру и Иоанну, что нет тела Господа в гробе. Апостолы немедленно поспешили туда и, войдя во гроб, нашли в нем одни пелены и плат, бывший на голове погребенного Спасителя, и возвратились домой.

Магдалина, пришел опять к гробу Господа, стояла подле гроба и плакала, не зная, где найти тело Господа. В это время она, обратившись назад, видит, но не узнает стоящего Спасителя. Он спрашивает ее: " жена! что ты плачешь? кого ищешь? Мария отвечала вопрошающему, считая Его за вертоградаря: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". "Мария!" восклицает мнимый вертоградарь. "Учитель!" вопиет плачущая и повергается пред воскресшим Господом (Иоан. 20:3—17). Это было первое явление Воскресшего, упоминаемое в Евангелии.

Явясь по воскресении Своем Mapии Магдалине — одной, Господь вторично явился ей же и другим женам, когда они, по повелению Ангелов, со страхом и радостью великою спешили возвестить Апостолам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: "радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня". Они возвестили Апостолам о воскресении Господа, но ученики не поверили женам (Мф. 28:1—11. Лк. 24:9—11). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: умножая умножу скорбь твою" (Бт. 3:16), так жены первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость воскресения!

Третье явление Иисуса Христа по воскресении, упомянутое в Евангелии, было Ап. Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл свое троекратное отречение от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии (Лк. 24:34. 1 Кор. 15:5).

Четвертое по Евангелию явление было Клеопе и другому ученику. В самый день воскресения Господнего около вечера, Клеопа и другой ученик шли в селение — Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 слишком верст), печально беседуя о недавних приключениях, бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом. К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; но Апостолы не узнают Его. На вопрос Господа: о чем они беседуют и от чего печальны? Клеопа, называя Иисуса Христа пророком сильным в деле и слове пред Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Господа и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы, спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, "еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы", и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всем Писании. Дошел до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлег Он с ними и, когда приял хлеб, благословил, и, преломив, подавал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанно их, сердце их горело благодатным огнем, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрате единонадесяти Апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, "что Господь истинно воскрес", Лука и Клеопа поведали, "о происшедшем на пути, и как" Воскресший Господь "был узнан ими в преломлении хлеба" (Лк. 24:13—35).

Между тем, как ученики беседовали о явлениях воскресшего Господа, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: мир вам. Это было пятое явление Господа по воскресении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? " - говорит им Господь. "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги и ребра Свои". Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они еще не верили и дивились, Он вкушает пред ними поданные Ему рыбу и мед; отверзает Апостолам "ум разуметь Писание"; предназначает их быть свидетелями исполнения пророчеств о Нем, — свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силою свыше для учения, тайнодействия и управления; вторично говорит им: "мир вам", и под образом дуновения подает им Св. Духа (Лк. 24:36—40. Иоан. 20:19—23).

Сии пять явлений Иисуса Христа воскресшего относятся к неделе Пасхи. Итак, воскресшего Господа, в первый день воскресения Его узрели и веровали в Него Пресв. Дева Мария, жены мироносицы и все ученики Его, кроме Ап. Фомы. По воскресении Своем Господь являлся в продолжение 40 дней — многим, и однажды явился более пятистам человек (1 Кор. 15:6). Одной истине свойственно иметь таких и стольких свидетелей!

Воспоминанию славного воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящен Церковью светлый праздник Пасхи. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос Своим пречистым и всесвятым Телом и Кровью (1 Кор. 5:7). Слово Пасха — есть Еврейское, значит прехождение и избавление. Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь Ветхозаветная в память того, что ангел, посланный от Бога погубить Египетских первенцев, "прешел" мимо жилищ Евреев и тем "избавил" их от смерти и рабства Египетского (Исх. 12:23—27). Равно и для христиан Пасха значит прехождение со Христом, избавление и преведение Им верующих от смерти к вечно блаженной жизни. "Великая и священная Пасха, говорит Св. Григорий Богослов, называется у Евреев Пасхою на их языке, где слово сие значит прехождение — исторически по причине прехождения и переселения Израильтян из Египта в Хананею, а духовно по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему".

Бл. Августин пишет: слово Пасха есть Еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Господь: "слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5: 24). И в другом месте Евангелист Иоанн, изъясняя Пасху, говорит, что Господь совершил Пасху с учениками Своими, "потому что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу" (Иоан. 13:1). Итак прехождение от настоящей смертной жизни в иную бессмертную и блаженную прославляется в страдании и воскресении Господа". Также и в священных песнопениях Церкви говорится: "Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победные поющие. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало". В синаксаре на Пасху говорится: "Пасха преведение толкуется. Она есть день, в который Бог в начале превел мир из небытия в бытие; день, в который Бог, преведши Израильтян сквозь Чермное море, исхитил от рук фараоновых; — в который, сошел с небеси, вселился во утробу Девы, и ныне, исхитив род человеческий из ада, возвел и привел на небеса к древнему достоянию нетления". Поелику Иисус Христос, наша Пасха, прешел и нас превел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертью и воскресением, то Пасхою называли иногда неделю Страстную и Светлую, — неделю страданий — Пасхою крестного (Πάσχα σταυρώσίμον), неделю воскресения — Пасхою воскресного (Πάσχα άναστάσίμον). По церковному расположению недель И ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день; поэтому сии седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством воскресения Его и называется. Великою в этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенному под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя воскресения Христова. "Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" говорится в синаксаре в неделю Пасхи, согласно с Апостольскими Постановлениями.