Общая Биология

Согласно Дарвину, «виды — только более резко выраженные и более постоянные разновидности», поэтому накопление адаптивных изменений должно давать новый вид. Но исследования показали, что генетическое разнообразие вида вовсе не безгранично, причем близкие виды (а иногда и достаточно далекие) имеют практически одинаковый набор полиморфных генов, четко различаясь по определенным мономорфным генам. Таким образом, в дарвинизме и СТЭ адаптивные изменения неправомерно применяются для доказательства макроэволюции: для исследования ее возможности необходимо изучать мономорфную часть генома, что упущено в синтетической теории.

Коль скоро виды различаются по генетическим признакам, одинаковым у особей одного вида, то беспочвенны и рассуждения о преобразующей роли естественного отбора: не из чего выбирать, варианты мономорфных генов отсутствуют. А значит, естественный отбор не может преобразовать вид в какой-то другой. Адаптивные изменения в популяциях — отнюдь не эволюционный процесс, а универсальная стратегия природы, обеспечивающая приспосабливаемость вида, его целостность.

Возможные механизмы образования новых видов. Синтетическая теория эволюции рассматривает только полиморфные гены, отвечающие за адаптацию, решающую роль отводит точечным мутациям. Но любые нарушения в мономорфных генах летальны. Поэтому образование новых видов может происходить лишь посредством крупных системных перестроек мономорфной части генома без нарушений самих генов, то есть — посредством гибридизации (наблюдается у растений, рыб, ящериц) и полиплоидии (у растений, рыб и земноводных). Механизмы гибридизации и полиплоидии абсолютно не в состоянии сформировать животный и растительный мир во всем его богатстве и разнообразии, что заставляет задуматься о творческой роли Создателя.

По мнению академика Ю. П. Алтухова, материалистические механизмы эволюции несостоятельны, а «места для дарвинизма как теории эволюции вовсе не остается». По словам ученого, «замена дарвинистами Господа Бога естественным отбором нанесла существенный ущерб не только развитию естественных наук, но и самого человечества».

VI. Изложите сущность концепции креационизма.

2. В чем различие гипотез Ламарка и Дарвина?

3. Почему при построении эволюционных гипотез важно различать полиморфную и мономорфную части генома?

4. Можно ли считать адаптивные изменения свидетельством непрерывно текущей эволюции? Почему?

5. Какие механизмы видообразования достоверны?

§ 44. Мутации и предполагаемая макроэволюция

В организмах постоянно возникают мутации. Большое количество мутаций вызвано излучениями и химическими воздействиями. Но часть мутаций неразрывно связана с функционированием организма. При воспроизведении генов регулярно происходят ошибки. Изменения в геном вносят также происходящие при размножении рекомбинации (перетасовки генных блоков), обеспечивающие приспосабливаемость и дающие богатство форм внутри вида (например, собаки одной породы удивительно разные).

Изменчивость вида имеет определенные границы. Внешние изменения, сколь бы заметными они ни казались, фундаментальных признаков вида не затрагивают. Более масштабные изменения генов приводят не к образованию новых видов, а к гибели. Об этом говорит и тысячелетний опыт селекционеров. Вариации, которые могут быть достигнуты селекцией, имеют четкие пределы. Изменение свойств возможно только до определенных границ, а затем приводит к нарушениям или к возврату в исходное состояние.

Рассмотрим более подробно эволюционную гипотезу о происхождении видов путем случайных мутаций. ^едположим, что в результате ошибок в генах у существа произошло изменение сетчатки глаза. Такое изменение связано с переменами во всем аппарате: одновременно должны измениться ряд других частей глаза и соответствующие центры мозга. За все это отвечают целые структуры, состоящие из множества генов. Насколько реально ожидать согласованной полезной мутации этих структур?

Возможность события характеризуется в науке вероятностью. Если мы бросим монету, вероятность упасть на землю равна 1, упасть орлом — 1/2, решкой — тоже 1/2. Вероятность встать монете на ребро довольно мала (даже если постараться — не более 10-3); этого никто, наверное, не наблюдал. Вероятность же повиснуть в воздухе равна нулю. Известно, что мутации происходят случайно, они имеют свою вероятность. Регистрируемые учеными мутации происходят у эукариот с вероятностью около 10-6 на один ген в одном поколении у каждой конкретной особи. Обычно это небольшие, точечные нарушения генов, лишь немного изменяющие организм. Попытаемся понять, могут ли подобные изменения преобразовать комплекс генов так, чтобы это привело к образованию совершенно нового вида.