Общая Биология

— белки синтезируются с помощью рибосом, которые сами состоят из белков;

— клеточные мембраны могут синтезироваться только на мембранах;

— АТФ синтезируются только на мембранных комплексах, синтез которых без самих АТФ невозможен.

Самообразование жизненно важных макромолекул требует огромного количества взаимоисключающих условий, не позволяющих соединить части теории молекулярной эволюции в целостную научную концепцию. Не разработано никакой серьезной научной теории о том, где, в каких условиях на Земле мог идти синтез белка. Существующие гипотезы включая новейшие (формирование жизни на основе не ДНК, а РНК-геномов, так называемый мир РНК) описывают только мелкие разрозненные фрагменты предполагаемого процесса, они выглядят искусственными и вызывают лишь улыбки специалистов. Среди современных биологов все меньше и меньше сторонников случайного происхождения жизни. Около 50 лет экспериментирования в области молекулярной эволюции привели, скорее, к лучшему пониманию масштабов проблемы возникновения жизни на Земле, чем к ее разрешению.

Процесс самозарождения при его всестороннем исследовании оказался решительно невозможным. Однако находятся энтузиасты, которые, следуя академику В. И. Вернадскому, пытаются реанимировать эволюционную гипотезу фантастическим предположением о самозарождении жизни неведомым образом где-то в космосе и последующем ее переносе на Землю метеоритом или даже сознательным посевом жизни на планете разумными существами (по Ф. Крику). Пленяя своей фантастичностью, новые гипотезы не объясняют происхождения жизни, а только перемещают проблему в космические глубины. Но законы физики универсальны. Все проведенные расчеты вероятностей будут справедливы и там, в неведомых глубинах Вселенной. И там будут все те же необыкновенно малые возможности самозарождения. Понимал это и Вернадский. Его учение о сфере разума родственно панпсихизму Т. Шардена (в 1920-е гг. Шарден слушал в Сорбонне лекции Вернадского), полагавшего, что атомы и молекулы тоже обладают психикой, а соответственно — могут самоусложняться и порождать жизнь. Вернадский тем не менее не допускал мысли, что существа могли развиться из неживой материи, а утверждал, что «жизнь вечна и передавалась всегда только от живых организмов живым организмам». Выдающийся палеонтолог Б. С. Соколов говорил о «невозможности появления живого из неживого». Отрицал возможность материалистического появления жизни на Земле и наш известный биолог и палеонтолог С. В. Мейен.

Попытаемся осознать, насколько ничтожны вероятности самозарождения. Может ли обезьяна, шлепая по клавиатуре, случайно набрать «Войну и мир»? Как говорит математика, может, но вероятность такого события крайне мала,3 примерно 10-5 000 000. Выходит, ожидая случайного появления одной простейшей клетки (вероятность ее самосборки см. на с. 245) даже в гипотетических идеальных условиях, мы надеемся на то, что обезьяне удастся 20 000 (100 000 000 000 / 5 000 000) раз подряд без единой ошибки набрать «Войну и мир»! Нелепо рассчитывать на подобные события.

Почему же мы, глядя на этот дивный мир, не утверждаем с уверенностью, что этот мир — прекраснейшее творение высшего разума?! Как утверждал это знаменитый физик Эрстед: «Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный Его Разум». Или как утверждал это гениальный Ньютон: «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло произойти никакого разнообразия. Разнообразие сотворенных предметов могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог».

1. Расскажите о трех главных условиях, исключающих самоформирование макромолекул жизни в предполагаемом первоокеане.

2. Удается ли современным исследователям построить непротиворечивую материалистическую теорию молекулярной эволюции?

3. В чем слабость гипотезы появления жизни на Земле из космоса?

4. Подумайте, почему некоторые люди, глядя на наш прекрасный мир, не убеждаются в том, что он — творение Божие?

Рекомендуемый дополнительный материал к главе 12: Вертьянов С. Происхождение жизни.— Гл. 4.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.

Глава 13. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Большинство наших современников еще со школьного возраста привыкли относиться к гипотезе о происхождении человека от обезьяны как к великому научному открытию. Впервые рискнул сравнить человека с обезьяной в 1699 году Э. Тайсон. В 1735 году К. Линней поместил человека в один отряд с обезьянами. Оба ученых имели в виду только общность строения.