«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Он мертв и хуже мертвого: мертвый ничего не чувствует, но какое мучение будет иметь умерший чувством?

Лучше же сказать: он будет как бы вечно умирающим в муках.

Но видящие Творца разве не пребывают живыми вне всего?

Да, они и вне всего живут, и среди всего суть, и видимы бывают всеми, но не для всех видимы.

Ощущая настоящее, хотя и находятся они среди всего, но бывают вне всего, являясь превыше чувства к нему;

Сочетавшись с невещественным, они не ощущают чувственного, ибо очи их хотя и видят, но с нечувственным ощущением.

Каким образом? скажи мне, скоро скажи.

Как видящий огонь не обжигается, так и я вижу нечувственно.

Ты видишь огонь, каков он, и пламя, конечно, видишь, но не чувствуешь боли; но ты находишься вне его и, видя, не обжигаешься, однако видишь с ощущением.

То же самое, пойми меня, испытывает и видящий духовно, ибо ум его, созерцая все, рассуждает бесстрастно. Какую дивную красоту видит он!

Но без похоти. Итак, огонь есть красота, прикосновение - похоть; если ты не коснешься огня, как почувствуешь боль? - никоим образом.

Точно так же и ум: пока не возьмет худого желания, видя золото,

Будет смотреть на него совершенно как на грязь, и на славу не как на славу,

Но как на один из воздушных призраков, и на богатство - как на сухие деревья в пустыне, долу лежащие вместо ложа.

Но зачем пытаюсь я все это рассказывать и изъяснять? Если опытом не постигнешь, то не можешь познать этого.

Недоумевая же в познании, будешь говорить:

Увы мне, как не знаю я этого! Увы мне, скольких благ я лишаюсь в неведении! и будешь стараться познать это, дабы называться гностиком (ведущим). Ибо если себя самого ты не знаешь,

Какого рода и каков ты, то как познаешь Творца?

Как назовешься верным? как даже человеком назовешься, будучи волом, или зверем, или подобным какому-либо бессловесному животному?

А то и хуже его будешь, не ведая Создавшего тебя.

Кто, не зная Его, посмеет сказать, что он разумен, не будучи таковым?

Ибо как разумен тот, кто лишен разума?

Лишенный же разума (слова) находится в разряде бессловесных.

Но упасенный людьми, он, конечно, будет спасен.

Если же не желает, но удаляется в горы и ущелья, то добычею зверей будет, как заблудший ягненок.

Это делай и об этом, чадо, заботься, да не отпадешь.

* Преподобный Симеон разумеет здесь, вероятно, следующие слова Григория Богослова: "где очищение, там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим..." (13, 258).-Примеч. пер.

Гимн 42: О Богословии и о том, что Божественное естество неисследимо м совершенно непостижимо для людей.