«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
ибо силу и власть он имеет во тьме, во свете же делается совершенно мертвым.
Слыша же о свете, внимай, о каком Свете я говорю тебе.
Не подумай, что я говорю об этом солнечном свете, ибо во свете его ты видишь многих людей, согрешающих, как и я, ужасно бичуемых,
падающих и испускающих пену среди дня и невидимо страждущих от злых духов.
И хотя светит солнце, но никакой от него больше пользы не бывает тем, которые преданы бесам.
Итак, я говорю тебе не о свете солнца, не о дневном, да не будет, не о светильниках, не о свете многих звезд и луны, вообще не о сиянии видимой красоты.
Я говорю, что оно имеет такое действие света.
Ибо чувственные светы освещают и озаряют одни только чувственные очи, давая видеть только чувственное, а не мысленное, разумеется.
Поэтому все, видящие только чувственное, слепы умными очами сердца.
Умные же очи умного сердца и освещаться должны умным светом.
Ибо если имеющий телесные зеницы угасшими весь омрачен и не знает, где находится, то насколько же более тот, у кого слепо око души, омрачен будет и телом, и в действии, да и духом не будет ли почти омертвевшим?
Итак, точно уразумей, о каком Свете я говорю тебе.
Ибо не о вере говорю я тебе, не о совершении дел, не о покаянии, не о посте, конечно, не о нестяжании, не о мудрости, не о знании, даже не о науке, ибо ничто из этого не есть свет, ни отблеск того света, о котором говорю тебе,
ни внешнее благоговение, ни наружность смиренная и простая, ибо все это деяния и исполнение заповедей; если они хорошо совершаются и исполняются, как Сам Создатель заповедует, то многообразно изливаются слезы, которые или полезны бывают, или, наоборот, вредны:
пока сами по себе, они совершенно бесполезны.
Бдение же не есть, конечно, только дело монахов, но и вообще людей, занятых делами.
Женщины-ткачихи, золотари и медники более бодрствуют, нежели весьма многие монахи.
Добродетельных деяний не называется светом, поэтому и собранные воедино все деяния и добродетели без исключения не суть Божественный свет,
ибо все человеческие деяния далеки от него.
Впрочем, и эти деяния, совершаемые нами, называются нашим светом для живущих во зле, наставляя их добру (Мф. 5, 16);
И та тьма, которая находится во мне и ослепляет меня, бывает светом для ближнего и светит для видящих.