«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
И как не бог по благодати и усыновлению тот, кто с чувством, знанием и созерцанием облекся в Сына Божия?
Если Бог Слово в неведении сделался Человеком, то естественно следует думать, что и я в неведении сделался богом.
Если же в ведении, действии и созерцании Бог был всем (совершенным) человеком, то должно мыслить православно, что и я весь через общение с Богом, с чувством и знанием— не существом, но по Причастию, конечно, сделался богом.
Подобно тому, как Бог неизменно родился Человеком в теле и виден был всем, так неизреченно и меня Он рождает духовно и, хотя я остаюсь человеком, делает меня богом.
И как Он, видимый во плоти, не был знаем народом, что Он Бог,
так и мы видимся такими, какими были для всех, О, чудо, видимыми, конечно, людьми;
Тем же, чем стали мы по божественной благодати, мы обыкновенно не бываем видимы многими; но одним тем, у которых очищено око души,
мы являемся, как в зеркале.
Не очистившимся же ни Бог, ни мы не бываем видимы, и для них совершенно невероятно, чтобы мы когда-либо всецело сделались таковыми.
Ибо неверные - те, которые утверждаются на одной вере без дел.
Если же пока не неверные, то совершенно мертвые, как показал божественный Павел.
Не окажись же неверным, но скажи мне и мудро отвечай:
Что из этих двух предпочтешь ты - мертвую ли веру, лишенную дел,
или неверие с делами веры?
Конечно, ты скажешь: какая польза от дел без правой и совершенной веры?
А я, напротив, возражу тебе: какая непременно польза от веры без дел?
Итак, если ты желаешь познать то, о чем мы прежде сказали, и сделаться богом по благодати, не словом, не мнением, не мыслию, не одною только верою, лишенною дел, но опытом, делом, и созерцанием умным, и таинственнейшим познанием, то делай, что Христос тебе повелевает и что Он ради тебя претерпел.
И тогда ты увидишь блистательнейший свет, явившийся в совершенно просветленном воздухе души, невещественным образом ясно увидишь невещественную сущность, всю поистине проникающую сквозь все,
от души же - сквозь все тело, так как душа находится во всем теле и сама бестелесна;
И тело твое просияет, как и душа твоя.
Душа же, со своей стороны, как воссиявшая благодать, будет блистать подобно Богу.
Если же ты не станешь подражать смирению, страданиям и поруганиям Создателя и не пожелаешь претерпеть их, то либо мысленно, лучше же, чувственно ты сам остался, о безумие, в аду и мраке своей плоти, которая есть тление.
Ибо что иное, как не смерть - в бессмертном сосуде быть заключенным, конечно, навеки, лишаясь всех благ, которые во Свете, и самого Света?
Я ведь не говорю уже о предании огню и скрежету зубов, и рыданию, и червю, но об одном обитании в теле, как в бочке, после Воскресения, как и прежде этого, и чтобы никуда ни вне не выглядывать, ни внутрь совершенно не воспринимать света, но лежать таким образом, лишаясь всех здешних наслаждений и будущих, как и прежде сказал я.
Итак, скажи, слушатель, говорящий: я не хочу быть внутри самого Царствия,
ни наслаждаться теми благами, но мне бы только быть вне мучения
и хотя бы не принять совершенно огненного испытания.
Какая тебе будет польза от этого, как сказал я?