«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

как потерявшую природную красоту, и как бы из ада возвел лежащую, и дал увидеть свет Божественного дня, и озаряться лучами Солнца, и самой сделаться светом, о великое чудо!

[Чему] не верят не презревшие славы человеческой, как Ты заповедал.

Ибо они не вкусили Божественной славы, которую Ты, .Боже мой, дал и ныне даешь тем, которые от души и всецелым произволением взыскали Тебя—вечную славу, Тебя воистину Бога прославленного, увидеть Которого не дано громкой славе.

Удостоившийся же всегда видеть Тебя достиг, конечно, ангельского достоинства, хотя и связан по природе плотью.

Если же и Ты восхотел пребывать у него, не предпочтя остаться в Себе, то Ты исполнил Твое домостроительство, соделав тленного подобным Тебе Богом, Ты—Бог пребезначальный, сопребывающий естеством с Богом собезначальным, Сыном и Словом, рожденным ог Тебя, который не мыслью отделяется от Тебя,- но делом неотделим от Тебя.

Если же и отделяется Он, то не естеством, а скорее ипостасью или лицом; ибо делом— [свойственно говорить] нечестивым и безбожным, мыслью же—совершенно омраченным.

В самом деле (если) ум имеет слово, рождающееся непрестанно, конечно, то как же оно отделено?

Если же Оно (Бог-Слово) действительно рождается и происходит, то и отделено, в ипостасном Слове, но и пребывает внутри родившего, т. е. внутри Отчего лона, должно думать,

и проходит чрез весь мир,

и все все наполняет без Отца,

и с Отцом Само все находится;

переходит же Оно, конечно, действиями, и перехождение (Его) мыслится чрез озарение.

Ты слышал ведь, что Оно и ходит и пребывает [на месте], и отвращает лицо и обращает, нисходит и опять восходит, «приходит и обратно улетает, и многое другое, (касающееся) Божественного действия, возвещают все Божественные Писания, что изрек Всесвятой Дух, неизреченно исшедший от Отца и чрез сына ниспосланный людям:

не неверным, не славолюбцам,

не риторам, не философам,

не тем, которые изучили эллинские сочинения,

не тем, которые прочли внешние писания,

не тем, которые упражнялись в сценических представлениях,

не тем, которые говорят много и красно,

не тем, которые произносят великие имена,

не тем, которые приобрели дружбу славных,

не тем, которые содействовали действовавшим бесчестно,

не тем, которые приглашают и приглашаемы бывают,

не тем, которые потешают и потешаются;

но нищим духом и жизнью, чистым сердцем и телом, стяжавшим простое слово и еще более простую жизнь и простейший образ мыслей, бегающим славы, как огня геенского, и от души ненавидящим льстецов, ибо Дух не принимает лести и не выносит слышать о том, чего нет; взирающим на одну только славу души и на спасение всех братий и (даже) в малом сердечном движении не питающим сочувствия к чему-либо мирскому, к похвалам, например, или славе человеческой, или всякому другому удовольствию или страсти.

Ибо они мертвы, смиренны духом и сердцем, кротки и ревнители о Господе.

Они нечестивы для нечестивых и благоухание жизни для избранников Господних.

Они (даже) и блудники для блудных сердцем и равноангельные для девственных душою.