«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Они и среди славы смиренны и в бедности славны,
они нищету считают как бы царством и царство как бы нищетою.
Они, вкушая (пищу), находятся в воздержании и, постясь, насыщаются всяким видом (ея).
Они не снисходят к неправде и не могут презреть угнетенного и притесняемого богатыми.
Они не стыдятся лица человеческого, ибо видят лицо Господне.
Они не смягчаются сердцем чрез дары и не презирают закона справедливости, ибо имёют неотъемлемое богатство и все, что в миpе, считают как бы навозом.
Имея учителем Духа, они не нуждаются в научении от людей, но, озаряемые светом Его, созерцают Сына, видят Отца и поклоняются Троице лицами, Единому Богу, соединенному естеством несказанно.
От Отца же опять они тайно научаются, что Сын рождается нераздельно, как Он один знает.
Я же не могу изречь (этого), ибо если бы мог, то слово, конечно, могло бы выразить то, что превыше слова и ума, и все то, что вверху, стало бы внизу.
Ибо если бы тварь изучила Творца и всего уразумела, каков Он, и могла высказать словом и написать; то дело стало бы лучше делателя.
Оставь, человек, содрогнись, смертный по природе, и помысли, что ты произведен из небытия и, вышедши из матерней утробы, увидел мир, произведенный прежде тебя.
И если ты можешь познать высоту неба, или показать, какова сущность Солнца, луны и звезд, где они утверждены и как совершают течение, будучи бездушными и бесчувственно двигаясь; или если бы ты узнал границу и меру, широту и величину самой земли, из которой сам ты взят, и на чем она ходит, и что это опять такое, или где оно совершает свой ход; если бы ты познал (все) это и для каждого в отдельности нашел предел;
и если бы ты исчислил песок морской,
и мог распознать природу себя самого,
и изъяснить это дело премудрости [Божией]; тогда ты уразумел бы и Самого Творца, как в Троице—Единица неслиянно, и в Единице—Троица нераздельно.
Взыщи Духа, будь вне миpa, не дай очам сна совершенна и не заботься о настоящей жизни, плачь и рыдай о том времени, которое ты потерял;
быть может, ты умолишь Бога, и Он даст (тебе), как прежде дал видеть мир и солнце и дневной свет, так и ныне сподобит озарить,
и показать тебе умный мир,
и просветить тебя трисолнечным светом.
Когда же его ты увидишь, тогда познаешь и то, о чем говорю я, тогда уразумеешь благодать Духа, что Он, и отсутствуя, присутствует силою, и присутствуя, невидим в Божественном естестве, но и везде есть и нигде.
Ибо если станешь искать, чтобы чувственно увидеть Его, То где ты найдешь (Его)?—нигде, конечно, должен сказать ты.