«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если же возможешь умно прозреть, лучше же—(когда) Он озарит ум твой и откроет зеницы сердца твоего, тогда ты не будешь отрицать, что Он везде есть, но чрез Него ты всему научишься, хотя бы ты был неученым и простецом.

Если же ты не познал, что око ума твоего отверсто и увидело свет, и не ощутил еще Божественной сладости;

если не просвещен ты Божественным Духом,

если не плакал беспечальными слезами,

если не увидел, что ум твой омыт, и не познал, что сердце твое очищено

и просияло светлыми отблесками;

и (если) нежданно не нашел ты Христа внутри себя,

и не пришел в изумление, увидев Божественную красоту,

и не забыл человеческой природы, всего себя видя измененным, то как, скажи, не трепещешь ты говорить о Боге?

Как, будучи сам весь плотью и не соделавшись еще духом, как Павел, смеешь философствовать или говорить о Духе, который, (как) слышишь ты, не обитает в таковых, как и Слово, потому что они суть плоть (Быт. 6, 8)?

Написал же я это для того, чтобы ты знал, как я верую, и если пожелаешь ты, то поверишь мне и опечалишься.

Ибо поистине если ты не имеешь того сокровища, которого мир не может вместить, если ты не получил еще славу рыбарей, приявшие которую поистине восприняли Бога; то оставишь миp и то, что в миpe, и, вскочив на ноги, потечешь, прежде чем не заклю­чатся для тебя врата, жизни и здешнего зрелища,

и окончится праздник сей жизни,

и омрачится солнце и звезды,

и прейдет земля и отверзется ад,

и наступит всякая тьма и хаос.

и тогда узнаешь ты, любезная душа, и изведаешь, что не имеющие Божественного Духа, светящего в уме, наподобие светильника, и обитающего в сердце неизъяснимо, отсылаются в вечную тьму.

Ибо и Дух есть Господь, и Бог Отец Господа—Дух, один, конечно, Дух, ибо Он не разделяется.

Имеющий Его поистине имеет трех, но неслиянно, хотя и нераздельно.

Ибо есть Отец, и как Он будет Сыном, ведь Он по существу нерожденный?

Есть и Сын, и как Он сделается Духом?

Дух же есть Дух, и как Он явится Отцом?

Отец есть Отец, потому что всегда Он—родитель.

Как же бывает это вечное рождение, что (Сын) совершенно не отделяется от Отца и весь происходит неизъяснимо, всегда пребывая в Отчем лоне и всегда происходя неизреченно?

Сын вечно видится в Отце: родившись, Он пребывает неразлучным, происходя, Он не отделяется от корня; но и отдельно является нераздельным

и будучи соединен весь с Отцом живым,

и Сам есть жизнь, доставляя всем жизнь.

Что есть Отец, то и Сын,