«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, если Он неизреченен, если не имеет имени;

если невидим, если сокровен;

если неприступен, если один Он превыше слова, превыше представления не только человеческого, но и—невещественных умов;

ибо Он положил тьму покровом (Своим) (Псал. 17,12),

и потому все прочее находится во тьме,

и один только Он, как свет, вне тьмы;

то как ты вводишь о Нем понятие?

Или ты делом увидел отделенного?

Откуда же и как прошел ты чрез тьму, один отделившись от всех тварей?

Если же это не свойственно тебе, но другому, то, удивляюсь, кому же?—спрашиваю тебя, чтобы нау­читься, ангелу или кому-либо другому из невещественных [умов]?

Да и не читал ли ты, что и лица и ноги они имёют покровенными благоговейно и прилично Божественными крылами?

Если эти некие крылья ты будешь понимать не (иначе, как) покров от неприступной славы, ибо не естество (Божие) они видят, но славу славы; то какому же человеку—посмеешь сказать ты?

Иоанну или великому Павлу?

Но один взывает и всем проповедует, что ремня одного или ремешка обуви он не может развязать (Лук. 3, 16),

Другой же, когда взошел на третье небо и после того взят был в рай, не сказал ли тебе одному чего-либо частным образом, что ты скрыл и ныне желаешь возвестить?

Ибо мы не слыхали, чтобы и он что-либо сообщил об этом письменно, но и он громогласно говорит: я слышал глаголы, которых не могу изречь (2 Кор. 12, 4);

обитает же Бог в неприступном свете (1 Тим. 6,16).

Итак, Иоанн не развязывает ремня и недостоин развязать ремешка одного,

Павел не мог изъяснить глаголов, которые он слышал, называя их неизреченными; кто же [после этого] исследовал так Бога,

и остался неопалимым от неприступного света?

и, проникнув в это обиталище [Бога],

узрел самое естество Владыки, чтобы нечто большее Иоанна и Павла дерзнул он, несчастный, сказать?

Ибо кто не содрогнется и кто не восплачет об ослеплении и омрачении ныне говорящих и вводящих новую и поистине странную ересь, низвергающую в одну пропасть всех, вопрошающих и вопрошаемых.

Ибо мыслью ли они отделяют Слово или делом—зломудренно заблуждаются,

с той и другой стороны попадая в ересь.

Ведь (отделять) делом значит рассекать Слово (от Отца), мыслью же—наоборот сливать Его, как бы Оно совершенно не отделялось.

Содрогнись, человече, познай себя самого, поведай о себе, поведай, если уж хочешь нечто (поведать); быть может, и ты, как Давид, воззовешь, говоря: дивна для меня премудрость Твоя и ведение Твое, Боже мой (Псал. 138, 6).

Ей, оставь любопытство, отложи богохульные слова и скажи прежде, как нам спастись; затем скажи, как сам ты спасся, чтобы не оказалось, что ты учишь нас (только) словом, но и делом показываешь усерднейшими, если ты не намерен самого себя наказать и осудить, как не делавший того, о чем говоришь, и чрез то стать выше слов, как никогда не положивший таковыми начала.