Вопросы прихожан священнику

Это так и есть. Запрещенный, лишенный сана и проч. священник не имеет права совершать никакие Таинства и обряды, Таинство исповеди не совершается.

Если мы пришли на исповедь, ни одного греха не назвали, а сказали только свое имя, или все грехи сказали, но один грех сознательно утаили, и над нами прочитана разрешительная молитва, Таинство исповеди не совершается.

Вот приходит человек первый раз в жизни. У него от страха даже в глазах темно. А если священник и смотрит еще грозно… И этот человек искренне кается, но какой-то грех не может назвать. По стеснению или по какой-то иной причине он не может еще это сделать… Это нехорошо — я согласен, но значит ли это, что вся исповедь аннулируется? Не думаю. И у святых отцов никогда такого не видел.

Если мы все грехи сказали, но над нами не была прочитана священником молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь», Таинство исповеди не совершилось.

Это вообще противоречит православному учению. Эта так называемая разрешительная молитва появилась в чине исповеди в XVII веке. Причем ее происхождение — католическое. (Об этом можно прочитать статью проф. Н.Д. Успенского «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке». Богословские труды. М., 1975. Сборник 13.)

Получается, что исповеди до XVII века не совершались?

Но даже если сформулировать тезис так: «Сегодня над всеми обязательно должна быть прочитана…», то и тут можно кое-что сказать.

Засеките время и прочитайте эту молитву быстро-быстро. А теперь умножьте эти 10 секунд на 360 исповедников (такое количество бывает в большие праздники). Получается час. Целый час скороговоркой проговаривать эту молитву. При том, что литургия идет максимум 2 часа. А где же время человеку перечислить грехи?..

Именно исходя из этой проблемы и практикуется так называемая общая исповедь. То есть над людьми читаются молитвы, перечисление грехов и над всеми один раз (!) — полная разрешительная молитва. Потом люди подходят к аналою, на котором лежат Св. Евангелие и Крест, преклоняют голову, и священник покрывает голову кающегося епитрахилью и осеняет ее знаком креста. Иногда со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», иногда молча.

А сколько батюшек из-за нехватки времени только начинают читать эту молитву и недочитывают…

Ставить Таинство покаяния человеческой души в прямую зависимость от каких-то слов просто несерьезно. Это как раз соответствует католическому пониманию, что Таинство совершается при произнесении особых слов.

Но Православие никогда не ставило веру и духовную жизнь в зависимость от слов.

Если мы все грехи сказали, но не дали Богу обещание исправиться, Таинство не совершилось.

Тоже сложный вопрос. А если человек не готов пока сказать «нет» какому-то греху? Не подходить к исповеди?