Вопросы прихожан священнику

Засеките время и прочитайте эту молитву быстро-быстро. А теперь умножьте эти 10 секунд на 360 исповедников (такое количество бывает в большие праздники). Получается час. Целый час скороговоркой проговаривать эту молитву. При том, что литургия идет максимум 2 часа. А где же время человеку перечислить грехи?..

Именно исходя из этой проблемы и практикуется так называемая общая исповедь. То есть над людьми читаются молитвы, перечисление грехов и над всеми один раз (!) — полная разрешительная молитва. Потом люди подходят к аналою, на котором лежат Св. Евангелие и Крест, преклоняют голову, и священник покрывает голову кающегося епитрахилью и осеняет ее знаком креста. Иногда со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», иногда молча.

А сколько батюшек из-за нехватки времени только начинают читать эту молитву и недочитывают…

Ставить Таинство покаяния человеческой души в прямую зависимость от каких-то слов просто несерьезно. Это как раз соответствует католическому пониманию, что Таинство совершается при произнесении особых слов.

Но Православие никогда не ставило веру и духовную жизнь в зависимость от слов.

Если мы все грехи сказали, но не дали Богу обещание исправиться, Таинство не совершилось.

Тоже сложный вопрос. А если человек не готов пока сказать «нет» какому-то греху? Не подходить к исповеди?

Взять курение. Многие люди говорят: «Я понимаю, что это плохо, много раз пытался бросить, прошу Бога о помощи, очень хочу освободиться, но боюсь, что опять паду…» Что же, Таинство не совершилось? Бог не простил?

Духовнический опыт показывает, что иногда христианину до каких-то вещей надо «дорасти». Если каяться в курении и просить Бога о помощи, то через какое-то время желание курить пропадает. Не сразу, но через какое-то время.

Если мы все грехи сказали, но не примирились с ближними, находимся с ними во вражде, Таинство не совершилось.

А если человек, с которым ты поссорился, не хочет мириться?

Может, правильнее было бы сказать так: «Человек, который хочет, чтобы Бог его простил, должен примириться со всеми. Если по не зависящим от него причинам это сделать невозможно (отъезд человека, нежелание того, с кем ты поссорился, и проч.), нужно примириться в душе. Простить от всего сердца и не держать обиды».

Когда грехов много, бывает тяжело их высказать одному священнику, а то и стыдно, и если мы часть грехов скажем одному священнику, часть другому, третьему, т.е. сознательно свои грехи утаим на одной исповеди, на другой, на третьей, разнесем свои грехи по разным духовникам, Таинство исповеди не совершается. Но если мы покаялись во всем и священник прочитал над нами разрешительную молитву, мы уехали и вдруг вспомнили еще грехи, и у нас нет возможности к этому священнику опять поехать, тогда мы можем обратиться к любому священнику и сказать грехи.

Разные бывают ситуации, и хотя отец Амвросий в чем-то прав, не сказал бы, что он прав абсолютно.