Вопросы прихожан священнику

Взять курение. Многие люди говорят: «Я понимаю, что это плохо, много раз пытался бросить, прошу Бога о помощи, очень хочу освободиться, но боюсь, что опять паду…» Что же, Таинство не совершилось? Бог не простил?

Духовнический опыт показывает, что иногда христианину до каких-то вещей надо «дорасти». Если каяться в курении и просить Бога о помощи, то через какое-то время желание курить пропадает. Не сразу, но через какое-то время.

Если мы все грехи сказали, но не примирились с ближними, находимся с ними во вражде, Таинство не совершилось.

А если человек, с которым ты поссорился, не хочет мириться?

Может, правильнее было бы сказать так: «Человек, который хочет, чтобы Бог его простил, должен примириться со всеми. Если по не зависящим от него причинам это сделать невозможно (отъезд человека, нежелание того, с кем ты поссорился, и проч.), нужно примириться в душе. Простить от всего сердца и не держать обиды».

Когда грехов много, бывает тяжело их высказать одному священнику, а то и стыдно, и если мы часть грехов скажем одному священнику, часть другому, третьему, т.е. сознательно свои грехи утаим на одной исповеди, на другой, на третьей, разнесем свои грехи по разным духовникам, Таинство исповеди не совершается. Но если мы покаялись во всем и священник прочитал над нами разрешительную молитву, мы уехали и вдруг вспомнили еще грехи, и у нас нет возможности к этому священнику опять поехать, тогда мы можем обратиться к любому священнику и сказать грехи.

Разные бывают ситуации, и хотя отец Амвросий в чем-то прав, не сказал бы, что он прав абсолютно.

Мы знаем, что существуют разные «возрасты» во Христе. Бывает, что человек дорастает прийти на исповедь, но не может покаяться во всем. Через какое-то время воцерковления он еще хотя и кается, но тоже не может высказать все. Но когда-то наконец свершается событие полного и чистосердечного раскаяния даже в тех грехах, о которых хотел забыть, боялся назвать своим именем.

…Женщина говорит на исповеди: «Я так счастлива, что наконец смогла вам сказать об этом…» Я говорю: «И я вместе с вами счастлив, и теперь давайте серьезней относиться к духовной жизни. Больше никаких недосказанностей, недомолвок…»

А может быть, отец Амвросий, мне надо было бы сказать: «Хочу вас огорчить, дорогая сестра, но все ваши предыдущие исповеди были недействительны. И причащались вы себе во осуждение…»

Если мы стали каяться, а в это время священник по каким-то причинам отвлекся или по старости слабо слышит, а мы в это время стараемся побыстрее свои грехи сказать, так, чтобы он не расслышал, Таинство исповеди не совершается.

Плохо, очень плохо, когда кающийся пытается скороговоркой проговорить грехи в надежде, что священник не расслышит. Но и тут я бы не выносил приговор: «Исповедь не совершается!»

А что касается того, что священник отвлекся, так это вообще смешно… Это что, прихожанин, который хочет, чтобы его исповедь гарантированно совершилась, должен спрашивать батюшку: «Отче, вы меня слушаете? Вы внимательно меня слушаете?»

А может быть, проще вообще уволить старцев? От молодого не уйдешь: внимательно слушает, слух хороший…