Вопросы прихожан священнику

Церковь учит, что у каждого человека есть от Бога какой-то дар. Об этом много пишет апостол Павел: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 4–11).

Слово «дар», по-гречески «харизма», означает благодатную струю, силу, вдохновение от Святого Духа. Вот каждый из нас имеет такой дар.

Харизм много, и каждому из нас дана своя, чтобы мы послужили миру и реализовали себя. Есть харизма организатора, есть — педагога, есть — врача, пастыря, кондитера, музыканта и т.д. Про таких людей говорят: «талантливый», «одаренный» (обратите внимание, что эти слова имеют религиозную подоплеку. В первом имеются в виду таланты из притчи (см. Мф. 25, 14), в другом — дары Святого Духа).

Есть, конечно, люди, исключительно одаренные в чем-либо. Гении. Их мало, но в них как раз задается та высокая планка (в науке, искусстве, религии), к которой стремятся все остальные.

Поэтический дар — один из даров Божиих. Тут очень тесно примыкают друг к другу поэты, музыканты, художники. Это люди, которые (каждый в меру своей одаренности) чувствуют и видят больше, чем другие. Красота и трагизм бытия, гармония и изъяны души человеческой, чувства и страсти, радость и горе — все им открыто больше. Когда поэт говорит, что сочиняет он словно «по наитию», что в процессе творчества ему открываются такие вещи, до которых он сам никогда бы не дошел, едва ли я назвал бы это «касанием Божиим». Это просто одаренность такая — проницать взором то, что скрыто от других.

Иногда сближают поэтов с пророками. Не думаю, что это корректно. Пророк может не обладать поэтическим или каким-то иным глубоким, особенным видением. Его харизма лежит в другой плоскости, наверное, в особой мистической восприимчивости, в особом чувствовании Бога. И поэтому он лучше других слышит то, что ему говорит Бог. Пророческую харизму можно… развить. Для этого надо идти по пути приближения к Богу. Вот, например, старцы или святые. Мы называем их «прозорливыми», потому что им непосредственно кое-что Бог открывает.

В одной хорошей светской книге про прп. Сергия Радонежского я прочитал, что «огромный жизненный опыт сообщил ему ведение глубин душ человеческих». Это не так, тут не жизненный опыт, а откровение Божие.

В каком-то смысле любой священник иногда становится пророком (еврейское слово, переведенное у нас как «пророк», означает «говорящий устами Божиими»). Бывает, придет ко мне человек и просит важного совета. И я понимаю, что сам не смогу ничего путного сказать. Ну не знаю я, что посоветовать! И молюсь, и прошу, чтобы Господь подсказал. И говорю. И потом ловлю себя на мысли, что сам бы я не додумался до того, что сказал, тут было какое-то вдохновение от Бога. И потом человек благодарит за совет, он оказался самым верным.

Да не только священник, любой христианин, наверное, это испытывал. Об этом, кстати, говорит и Сам Христос: Когда же будут предавать вас (на суд за веру христианскую. — свящ. К.П.), не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 19–20).

Разве не было в жизни каждого из нас, что вот пришли в гости, а там разговор заходит о вере. И мы отвечаем, защищаем нашу веру и святыни. А потом думаем: «Неужели это я сказал…» И наши оппоненты качают головой: «Да, сильно…»

Другое дело, что у нас это бывает по милости Божией, для нас это исключение, а для святых — правило. Они настолько очистили душу, настолько приблизились к Богу, что поистине стали «друзьями» Господа, и им ведомы (насколько даст им Бог) планы Божии.

Так что поэт — это поэт, а пророк — пророк. Каждый должен заниматься своим делом и не гордиться, что выше другого.

P.S. Под поэтами я разумею настоящих поэтов, которые творческим гением чувствуют и «горний Ангелов полет, и дольней лозы прозябанье», а не рифмоплетов типа Е. Евтушенко. Словесная эквилибристика — тоже дар, но другого уровня. Надо же кому-то сочинять рекламные плакаты и рисовать обертки для продуктов.

Здравствуйте, о. Константин!