Вопросы прихожан священнику

Вот такова в общих чертах история израильского пророческого движения. Христианская Церковь провозглашает, что два тысячелетия назад в мир пришел Тот, Кого так ожидали, о Ком так много писали. Однако в христианстве пророчество не упразднено, оно лишь вышло на другой уровень. Теперь только через Христа мы имеем доступ к Отцу Небесному и, соответственно, познание всех тайн мира. И этот дар предлагается каждому, следует лишь пойти по пути святой и праведной жизни. Каждый православный христианин в миропомазании получает благословение на пророческое служение, и нам лишь следует воспользоваться подаваемой харизмой.

Что такое мощи?

Мощи — это останки святых подвижников.

Мы говорим, что смысл человеческой жизни — достичь спасения. Спасение — это соединение с Богом, и оно возможно не как то, что когда-то ожидается, а как то, что может наступить уже сейчас. Святые отцы называли это обожением. Мы чаще называем это другим словом — «святость». И тут важно заметить, что не только душа, но и тело подвижника становится «причастником Божеского естества». Тело участвует в подвиге, тело упражняется в посте, претерпевает голод и холод. Словом, тело — друг человека, а не враг. И Христос воскрес в теле, прославленном и преображенном. А значит, тело — не просто грязная одежда, которую можно сбросить и забыть… Именно поэтому после разлучения души подвижника от тела мы его останки благоговейно погребаем или полагаем в ковчеге, гробнице и воздаем святому почести.

Об этой любви к останкам святых мы читаем и в Библии, узнаем из истории Церкви.

В почитании мощей центральная идея — почитание не тела как такового, а благодати Божией, действующей в теле, преображающей его.

Что такое «часть мощей»? Разве хорошо делить мощи на части?

Слово «мощи» — церковнославянское, его корень — «мощь», т.е. сила, крепость. Словом «мощи» в древности на Руси называли кости святых, то есть то, что сообщает крепость нашему организму. И когда верующие обретали мощи почитаемых святых, то брали какую-то их часть и полагали в храме.

Для чего это делается? Мы верим, что не только душою, но и телом человек вступает в общение с Господом. Можно сказать, что причащается благодати и тело подвижника. Иногда то, что тело воспринимает энергию Божию, благодать, становится причиной нетления тела. Но это редкие случаи. Обычно во исполнение Божиих слов: «земля еси и в землю отыдеши» (прах ты и в прах возвратишься — в русском переводе (Быт. 3, 19)) — тело истлевает. Но даже истлевшее тело, когда от него остаются лишь кости, так же почитается, как тело подвижника, как мощи.

Важно другое: и тело является причастником благодати Божией, и эта благодать остается с телом и действует через него и после смерти человека.

Вы спрашиваете, хорошо ли делить тело на части. Если тело после смерти остается совершенно нетленным, его не расчленяют. Лишь в том случае, когда тело истлевает и остаются части тела, например, кости, их могут от тела взять.

Кто такие «теплохладные»?

Это выражение можно перевести как «прохладные» или «едва теплые».

Осуждая духовную лень членов Церкви (Не всей Церкви, а одного города.), Господь через апостола Иоанна говорит: знаю твои дела; ты ни холоден (Здесь Господь обращается к епископу Церкви, ответственному за духовное состояние паствы. — Прим. авт.), ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл (в славянском тексте — «теплохладен»), а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (в славянском тексте — «изблюю») (Откр. 3, 15–16)! Эта Церковь настолько успокоенна, довольна и безмятежна, что Господь осуждает ее. Историки говорят, что Лаодикия — Церковь, к которой адресованы эти слова, — была курортной местностью. Сами знаете, как можно легко жить за счет большого притока туристов и больных приезжающих на лечение. Здесь та же картина. И дальше автор иронично говорит: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17).