Sect Studies

Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу принимают за магазин или рынок. Мне говорят: “Мать, не можешь ли ты уменьшить сумму наполовину?” или “Мать, не можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли сделать нам уступку?” <…> те, кто может заплатить, хотят заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им. Для вас это, по сути, единственная возможность отдать деньги. <…> Но вы не хотите делиться. У вас может быть масса денег, но вам не хочется ими поделиться. <…> Главное — это то, чтобы у вас была готовность поделиться. <…> А если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите.[749]

Нирмала лично контролирует финансы “Сахаджа-йоги”, она ясно дает это понять:

…люди пытаются делать деньги на мне, потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет способности к этому. Но это не так.[750]

Как и в других тоталитарных сектах, в “Сахаджа-йоге” существует цензура информации. Вот, например, как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:

…газета — это самая ашубх (зловещая) вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по утрам газету? Газеты <…> абсолютно зловещи, потому что в них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное <…> газетчики не хотят помещать ничего хорошего <…> ничего о Сахадже-йоге….[751]

На первых порах (примерно в течение года) жизнь последователя “Сахаджа-йоги” может оставаться прежней — пока его выдерживают во “внешнем круге” и не оказывают заметного давления. Однако чем более человек предан движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены (мужа), а иногда и от своих детей.[752]

Значительное внимание уделяется в секте вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в случае успеха “дети рождаются уже Реализованными”.[753] Дети, рожденные в секте, “являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира”.[754] На практике это выражается в том, что родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме “Сахаджа-йоги”. Один такой случай был описан во французской прессе.[755] В апреле 1990 г. семья французов, почитателей Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в непальский интернат“ Международная общественная сахаджа-школа”. Сами они при этом жили в ашраме в Бретани. Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с прессой и подали иск о лишении родительских прав своей дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд, состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о невыезде, бежали в ашрам “Сахаджа-йоги” в Англии, забрав с собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.

4. Некоторые из получивших стадионную “реализацию” были вынуждены после этого пройти курс лечения в психиатрической больнице

Из центров в Нью-Дели (“Вселенский Храм сахаджи”) и Лондоне секта распространилась в 90-Х годах в 65 странах мира, в том числе в Индии, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Китае и Румынии. Согласно пропаганде сахаджистов, им удалось в 1996 году завербовать “министра культуры” и “министра здоровья и спорта” Китая, которые стали активно лоббировать интересы секты.[756] Но наибольших успехов “Сахаджа-йога”, опять-таки по мнению самих сектантов, добилась в Колумбии, Болгарии и России. Впервые Россию и страны Восточной Европы Нирмала Дэви посетила в 1989 году.