Sect Studies

В Россию “Дхарму Кальки” привез в середине 1990-х годов один из первых и ближайших преданных Кальки швед Фредди Нильсен. В Москве он стал проводить под видом психологических семинаров собрания новозавербованных адептов. Происходившее на них по большей части напоминало выступление западного неопротестантского миссионера. Нильсен долго, восторженно и экзальтированно говорил о Кальки как о Личном Боге, сошедшем на землю, в которого нужно немедленно уверовать и начинать горячо ему молиться и поклоняться. В награду Кальки даст блаженство, здоровье, благополучие и чудесную помощь. Во время всей проповеди присутствующие имели перед глазами большой фотопортрет Кальки. Затем участники собрания должны были в полутьме, под расслабляющую музыку “каяться со слезами перед Кальки и всматриваться в портрет, чтобы увидеть, как он оживает.

За годы существования в России появились центры “Дхармы Кальки” в Москве и Подмосковье, в Ярославле, Краснодаре и других городах. Однако число последователей у нас в стране растет медленно и вряд ли превышает одну-две сотни человек.

3НО (“Healthy — Happy — Holy Organization”) — “Организация здоровья, счастья и святости”

Эта гуруистская секта была создана в 1969 г. в США Йоги Бхаджаном, учеником Санта Хазара Сингха — деревенского сиддха-йога. Его учение представляет собой соединение индуистских и сикхских представлений в сочетании с идеями “Нью эйдж”. Один из основополагающих принципов ЗНО — это натуральная вегетарианская диета, исключающая также алкоголь, табак и наркотики. Как и другие тоталитарные секты, ЗНО отличают строгие организационные принципы, деспотизм гуру и казарменная дисциплина в ашрамах.[812] В 70-80-е годы в Америке и во многих европейских странах открылись филиалы этой псевдоиндуистской секты. Их лидеры обязаны отчислять в пользу организации десятую часть доходов, получаемых от проведения занятий адаптированной для западной публики кундалини-йогой, которую Бхаджан называет также “белой тантра-йогой”.

Судя по всему, в России отделением ЗНО является реабилитационный центр для наркоманов “Кундала”, открытый в Москве гуру Дживаном Сингх Хальсом — Яковом Маршаком (внуком известного советского поэта С.Я. Маршака). Маршак считает, что наркозависимость может быть заменена на кундалини-йогу, которая приносит, по его мнению, “такое же удовольствие, но при этом совершенно безвредное для организма и сознания”.[813] Трехнедельный начальный курс реабилитации в “Кундале” стоит от 4 до 5 тыс. долларов США, при этом деньги в случае неуспеха не возвращаются. Понятно, что Маршак может себе позволить оплачивать огромные рекламные статьи в популярных московских газетах.

“Радхасоами Сатсангх”

Синкретическая индо-сикхистская секта “Радхасоами” была основана индийским банкиром Шивом Даялом из Агры (1818–1878). После его смерти пережила раскол. Первых западных последователей секта приобрела еще в конце XIX в. среди британских офицеров. В начале XX в. открылся международный центр “Радхасоами” под Амритсаром в Педжабе; недалеко от Агры был построен индустриальный комплекс с большим мраморным храмом.[814] Позже были созданы отделения в Америке и Европе.

Одним из шести современных ответвлений “Радхасоами” (с центром в Дели) руководит Даршан Сингх. На русском языке вышло уже несколько его книг, пропагандирующих так называемую Сурад Шабд Йогу. Другое ответвление — “Радхасоами Сатсангх” — возглавляет Такар Сингх. Центр — также в Дели. Заявляемое число последователей — около 2 млн, большинство — в Индии. Как и в ЗНО, в “Радхасоами Сатсангх” мы также находим культ гуру и жесткую организацию. Небольшие отделения секты действуют в Москве, Петербурге, Перми, Архангельске и других российских городах.[815]

Краткую справку о “Радхасоами Сатсангх”, да и весь раздел, посвященный псевдоиндуистским сектам, будет уместно завершить открытым письмом русского молодого человека, завербованного в секту во время своего пребывания в Германии:

Я занимался практикой медитации “Раджа Соами Сатсангх” / “Движение Такара Сингха” / “Сант Мат — Путь Мастеров”. Название и личность гуру не важны: как я теперь понял, все техники медитации, использующие мантру (к примеру, ТМ), приведут к одному и тому же результату. Я беседовал со многими “медитаторами” разных течений, все достигли одного и того же: видения света внутри (в моем случае даже и слышания внутреннего звука, вибраций).

Я медитировал один год, и очень усердно, часа по четыре в день, т. к. купился на “духовную этикетку”. По натуре я идеалист, хотелось тогда верить всем этим басням. Медитирующему рекомендуется повторять мантру и “сосредоточиться” на центре собственного лба (там находится “третий глаз” — выход в мир духовный). Со временем я научился видеть “внутренний свет”, очень большой яркости и силы, белый, оранжевый, желтый и т. д. Во время видения этого света я чувствовал себя абсолютно счастливым как никогда в жизни; мне казалось, что я чувствовал присутствие какой-то “любящей субстанции” или “существа из света”, которое меня любит так, как никто на свете меня не любил.

Далее (по мере того, как моя “крыша” съезжала все больше и дальше) я стал видеть светящееся лицо моего “гуру”. Физический (реальный гуру) говорил, что медитирующий с “чистой душой и хорошей кармой” вскоре вступит в контакт с “внутренним гуру”, который и поведет его к Богу, на “родину души”, откуда мы все “спустились”. Я стал, что называется, “балдеть”, летать в собственных галлюцинациях. К примеру, стоять, взявшись за ручку с гуру, у берега океана, а в нем не вода, а свет… И так там хорошо, что и не опишешь, и “внутренний гуру” такой красивый и добрый и любящий, что просто слов нет…

Еще я вспомнил все свое детство, до мельчайших подробностей, вплоть до того, в чем я был одет, когда играл в песочнице в детском садике, вспомнил, что свет этот я уже видел в детстве, но потом с годами это ушло. Конечно, тогда меня это очень тронуло, я еще больше поверил во все это…