«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Блаж. Максим, родом Грек, прибывший в Киев в сане митрополита всей России в 1283 г., испытал много скорбей во время служения своего. - Лишь только прибыл он в Киев, как отправился в орду к хану, чтобы быть утверждену в своем звании. В следующем году приглашал он к себе епископов России, вероятно для того, чтобы объявить содержание ханского ярлыка о духовенстве. В 1285 г. сам он путешествовал по епархиям России для надзора за благочинием. Тогда-то встречал его будущий преемник его, блаж. игумен Петр. Тогда был он в Новгороде и Владимире. В 1295 г. дела заставили его снова прибыть во Владимир, - он низвел здесь с кафедры епископа Иакова и посвятил Симона. На юге, вблизи Татар, только с мечом в руке, можно было по временам иметь покой. Грабеж и насилия Татарских властей в 1299 г. дошли в Киеве до того, что не было более возможности жить. «Весь Киев разбежался, говорит летопись; митрополит Максим, не быв в состоянии переносить насилия Татар, поспешно удалился из Киева в Брянск; а отселе со всем имуществом переселился он в Суздальскую землю» - Не легко было святителю расстаться с древним местом кафедры и искать новое. Предшественник его большую часть времени проводить во Владимире, где жил вел. князь; но кафедра его оставалась в Киеве. Теперь пришлось принимать другое решение. Князья и пастыри севера, конечно, будут довольны близостью к ним митрополита; но не будут довольны удалением его из Киева князья и пастыри юга. - На самом севере так непрочно место в. князя: то он во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Что делать? Блаженный митрополит проливал теплые молитвы пред Богоматерью об указании ему воли Божией. И Богоматерь, благая Мать страждущих, успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает святителя Максима приемлющим омофор из рук Богоматери. Надпись на иконе, хотя и не современная иконе, говорит: «сей святый и чудотворный образ Пресв. Богородицы написан бысть в л. 6807 (1299). По видению Максима митрополита Владимирского и всея Руси, чудотворца, Гречина родом; егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келью своей мало уснувшу, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку превечного Младенца и глагола: рабе Мой Максиме! добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудися от сна и в келии никого же виде. И омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа в. кн. Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей Русской земле и Палестине. И повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый. - А омофор святый во время безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо». После успокоительного видения святитель смело приступил к распоряжениям о своей кафедре. Он перевел Владимирского епископа Симеона в Ростов и взял в свое ведение Владимирскую епархию; во Владимир переведен и весь причт митрополита, а в Киеве для надзора за благочинием стали жить наместники митрополита. - В следующем году был он в Новгороде, где с двумя епископами посвятил архиепископа Феоктиста. В половине 1301 г. заседал он на Константинопольском соборе, где, по его воле, Феогност, Сарайский епископ, предлагал для решения вопросы о нуждах Русской Церкви и записывал ответы. - Вероятно, по возвращении с сего собора, митрополит разослал «всем христианам правоверным» правило о постах и хранении законного брака, - Когда по смерти в. кн. Андрея престол великокняжеский по праву старейшинства следовало занять Тверскому князю Михаилу Ярославичу, а Юрий Московский, по властолюбию, шел в орду искать того же престола, блаж. святитель со всею любовно уговаривал Юрия отказаться от недобрых намерений. Юрий был не таков, чтобы слушаться святителя; ему ни почем было и нагло лгать пред святителем: «иду, отче, в орду, но не хощу великого княжения», говорил Юрий. Это было в 1304 г. В следующем году святитель с утешением посадил во Владимире на великокняжеский престол блаж. князя Михаила. - Дек. 6-го 1305 г. святитель окончил подвиг земной жизни своей и положен был во Владимирском соборе. - Имя его - в древних святцах, где называется он святым и чудотворцем. Известно и «сказание о святом и блаженном митрополите Максиме». - Новое известие говорит, что, при поправке пола во Владимирском соборе, нечаянно сдвинута была крышка с его гроба и в гробе видели мощи и одеяние его.

Св. ФЕОФИЛА, еп. Антиохийского, исповедника и писателя

В жизни Феофила представляется доказательство могущественного действия Священного Писания. Он родился в язычестве, но, получив обширное образование, пожелал познакомиться и с Священным Писанием и из чтения его убедился в истине веры во Христа. - «Не верил я, - говорит он, - воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял; я обрел св. Писания святых пророков, которые Духом Святым прорекали о прошедшем так, как оно происходило, о настоящем так, как оно происходит, и о будущем – в том порядке, как оно совершится. И так, когда я уверен, что происходящее ныне было предсказано, то не остаюсь более неверующим, а верю, повинуюсь Богу».

И, заслужив избрание епископом на престол Антиохийский (в 168 г.), Феофил оправдал это высокое доверие к нему разнообразною деятельностью на этом поприще в истинно христианском духе. О нем свидетельствует Евсевий, как об одном из пастырей, «напрягавших силы свои в борьбе с еретиками, готовыми погубить стадо Божие, и подобно плевелам, опустошавшим чистую ниву Апостольского учения», как об одном из пастырей, «увещавших братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретикам, то устными, то письменными». Также занимался он толкованием св. Писания, и вообще, много потрудился над просвещением язычников. Книга еп. Феофила «о вере», сохранившаяся до настоящего времени, считается одним из лучших сочинений древнего мира: «она показывает в сочинителе обширное знакомство с языческими философами и поэтами» - отзывается о ней преосвящ. Филарет, архиеп. Черниговский, - взгляд его на учение христианское - глубокий и ясный. Таинства христианские образованный учитель объясняет образованному язычнику по началам философским и вместе с тем удерживает верность откровенной истине. Все сочинение написано с одушевлением и под влиянием кроткой любви», и заключается оно убеждением со стороны Феофила: «читать его книгу тщательно и беспристрастно».

Имея целью внушить веру одному образованному, но непреклонному к истине Христовой язычнику (Автолику), для которого еп. Феофил и предпринял книгу «о вере», он пишет, между прочим: - «ты требуешь: - покажи мне своего Бога... - Отвечаю тебе: покажи мне твоего человека, - и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат».

Бог видим только для тех, которые могут видеть Его, т. е. у которых очи душевные отверсты. Все имеют глаза, но у некоторых они так помрачены, что не могут зреть света солнечного; тем не менее солнце не теряет блеска своего от того, что слепые не видят... Если в человеке грех, он не может созерцать Бога». «Нечестие омрачает тебя и не можешь зреть Бога» (§ 1 - 4).

«Изобрази мне образ Божий» - требует язычник. - «Бог непостижим и неизобразим для человека; человек же зрит только постижимые для него свойства Божии», - отвечает вразумленный свящ. Писанием Феофил и затем описывает свойства Божии (§ 6) и Его дела, как Творца и Промыслителя (§ 7 - 10).

 - «Пусть мне покажут воскресшего мертвеца. - говорить язычник. - Феофил отвечает: - «я показал бы тебе Воскресшего, Который и теперь жив; но ты не поверишь и тому»…и затем указывает ему в самой природе уроки о воскресении; собственным примером убеждает верить учению о воскресении свящ. Писания; просит читать его, угрожая судом Божиим на непокорных воле Божией (§ 18 - 20).

После 13-ти летнего управления Церковью, св. Феофил скончался около 181-го г., пережив гонение, бывшее при Марке Аврелии.

+ Преставление преподобного АНТОНИЯ Сийского

Родители блаженного Антония, в мире Андрея, были богатые и благочестивые земледельцы Двинской волости, деревни Кехты, вышедшие из Новгорода. Андрей был старший сын их и был даровитый и красивый собою; отданный учиться грамоте, он скоро выучился ей; потом научился иконописанию; войдя в силы отрока, он почтителен был к родителям, но не имел охоты к их занятию, к земледелию; любимым занятием его было писать иконы, потом ходить в храм Божий. По смерти родителей, отправился он в Новгород и там пять лет служил у одного боярина; по совету его вступил в брак, но чрез год жена умерла, и он решился расстаться с суетою мира. Возвратясь в дом свой, он роздал свою часть нищим и в одной одежде отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. На дороге, заснув, видел он во сне: муж благолепный, с крестом в руке, говорил ему: «возьми крест свой и не бойся вступить в подвиг», и осенил его крестом. Проснувшись, провел он остальную ночь в молитве. Блаженный Пахомий, облекши его в иноческую одежду с именем Антония, держал его в своей келье. Ему было 30 лет и это было в 1508 г. Антоний прежде всех являлся в храм на молитву; трудился на поварне, нося воду и готовя дрова; пищу принимал чрез день и то не до сытости; память о смерти и суде постоянно хранил в сердце. Посвященный в иеромонашество, один совершал служение в храме, - другого иеромонаха не было, - и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться за двух.

По любви к пустынному уединению, по благословению игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями, Александром и Иоакимом, отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келий, это было в 1513 г. К трем пустынникам присоединились еще четыре инока, и преподобный прожил здесь семь лет. Соседние жители стали теснить пустынников, и они ушли еще дальше на север.

В глухом севере зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни, Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею, вытекающею из озер. Место было совершенно дикое, тундра и лес, озера и чащи непролазные; оленей, лисиц, медведей, волков - множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 г., на 42 году жизни Антониевой. Три года проведено здесь в крайней скудости и в тяжелом труде: Антоний очищал лес и копал землю, чтобы сделать место сносным для житья; братия начинали роптать на скудость; но неожиданно неизвестный христолюбец доставил им хлеб, муку, масло и сверх того деньги на построение обители. Сборщик доходов Новгородского архиепископа Василий Бебрь, в уверенности, что у Антония много денег, вздумал добыть богатый доход для себя; он послал известных ему людей ограбить пустынников: но после сам же с раскаянием говорил Антонию, что хищникам представилось, будто обитель окружена стражею. - С того времени начали посещать пустынь Антония богомольцы и доставлять средства к жизни.

Когда число учеников умножилось, - два старшие Александр и Исаия отправлены в Москву испросить у в. кн. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота; тогда построили обширный деревянный храм Св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостас. Раз после утреннего пения оставили незагашенную свечу; храм объять был пламенем, когда вся братия была на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели, осталась только Антониева икона Св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду; он каждый день был в храме при каждом Богослужении, и потом в худой одежде то чистил он лес, то трудился на пашне, то занимался иконною работою. Праздности не любил ни в себе, ни в других; о больных заботился с отеческою любовью; пища и одежда были у него для всех одинаковые; нетрезвость считал нетерпимым грехом. - Преподобный внушал братии никогда не увлекаться гневом, жить в кротости, терпении и любви. Еще при жизни Антония при иконе Св. Троицы получались исцеления.