«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

82. — У нас и доселе есть пророческие дарования, из чего вы должны понять, что к нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе. Как у вас среди святых пророков были лжепророки, так и у нас теперь много ложных учителей, которых остерегаться повелел наш Господь, так что мы ко всему приготовлены, зная, что Он наперед знал то, что должно с нами случиться после Его воскресения из мертвых и вознесения на небо. Он говорил, что нас будут убивать и ненавидеть за имя Его, и что многие лжепророки и лжехристы придут под Его именем и обольстят многих (Мф. 10:21-22; 24:5,9,11,24); это и исполняется; потому что многие, под Его именем, распространяли безбожное, богохульное и нечестивое учение; они учили и доселе учат тому, что влагает в умы их нечистый дух диавол. Таких людей, также как и вас, мы стараемся убедить, чтобы они отстали от заблуждения, будучи убеждены, что всякий, кто может говорить истину и не говорит, будет осужден Богом, как Сам Бог засвидетельствовал чрез Иезекииля: «Я поставил тебя стражем дома Иудина. Если грешник согрешит, и ты не остережешь его, то сам он погибнет от греха своего, а с тебя взыщу кровь его: а если остерег его, то будешь невинен» (Иез. 3:17-19). Поэтому и мы стараемся беседовать с вами согласно с Писаниями по страху, а не по страсти к деньгам, или к славе или к удовольствиям: никто не может нас обличить в чем либо таком; и мы не желаем жить подобно начальникам народа вашего, которых Бог обличает, говоря: «правители ваши — сообщники воров, любят подарки, гоняются за наградами» (Ис. 1:23). Но если и знаете таковых людей и между нами, однако вы из-за них не хулите Христа и Писаний и не изъясняйте их превратно.

83. — Так слова: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня, пока Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ваши учители дерзнули объяснить так, будто бы они относятся к Езекии; будто бы ему велено было сесть на правой стороне храма в то время, как царь Ассирийский послал ему угрозы, и чрез Исаию ему было возвещено не бояться врага. Мы знаем, что сказанное Исаиею (Ис. 37:3-38) так и исполнилось, и что царь Ассирийский отступил от осады Иерусалима во дни Езекии и ангел Господень убил в стане Ассирийском до ста восьмидесяти пяти тысяч человек, — это мы также знаем и признаем. Но ясно, что псалом относится не к Езекии: он так читается: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня до тех пор, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Он пошлет на Иерусалим жезл силы и будет господствовать среди врагов Твоих. В сиянии святых, Я родил Тебя прежде утренней звезды. Господь поклялся и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109:1-4). Кто не согласится, что Езекия не священник во век по чину Мелхиседека? Кто не знает, что он не был освободитель Иерусалима? Кто не знает, что он не посылал жезла силы в Иерусалим и не царствовал среди врагов своих, но Бог удалил от него врагов в то время, как он плакал и рыдал? А наш Иисус хотя еще не пришел в славе, послал в Иерусалим жезл силы, — слово призвания и покаяния ко всем народам, над которыми демоны господствовали, по слову Давида: «боги народов демоны». И это сильное слово Его убедило многих оставить демонов, которым они служили, и чрез Него веровать во Всемогущего Бога, потому что боги народов демоны. И слова: при сиянии святых Твоих, Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды, относятся, как прежде мы сказали ко Христу.

84. — Об Нем также было сказано: «вот Дева зачнет во чреве и родит Сына». Ибо если бы Тот, о котором Исаия говорил, не имел родиться от Девы, то о ком же это Святой Дух восклицал: «вот Сам Господь даст знамение; вот Дева зачнет во чреве и родит Сына»? Если бы Ему надлежало родится от совокупления, подобно всем прочим первородным. то зачем Сам Бог сказал, что Он даст знамение, которое не обще всем первородным? Но то, что по истине есть знамение и должно быть предметом веры всего рода человеческого, именно, что от девической утробы возьмет Перворожденный из всех тварей плоть Свою, истинно сделается Отроком, — об этом Исаия чрез пророчественный Дух разным образом, как я изложил вам. Предвозвестил, для того, чтобы когда это исполнится, знали, что это произошло по силе и воле Творца всего, подобен тому как Ева была произведена из одного ребра Адама и все другие животные были созданы в начале Словом Божиим.

Так мать Самуила, прежде не рождавшая, по воле Божией родила; то же можно сказать о жене святого патриарха Авраама и о Елизавете, родившей Иоанна Крестителя. и о некоторых других. Поэтому вы не должны думать, что Бог не может сделать все, что хочет. Особенно, если было предсказано что либо, не осмеливайтесь искажать или превратно толковать пророчества: этим вы сделаете зло только самим себе, а Богу но повредите.

85. — Слова пророчества: «поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь, вечные ворота, чтобы взошел царь славы» (Пс. 23:7), некоторые из вас осмеливаются относить также к Езекии, а другие к Соломону: между тем возможно доказать, что в пророчестве говорится ни о том, ни о другом и ни об ком-нибудь ином из царей ваших, но только о нашем том Христе, Который, по словам Исаии, Давида и всех писаний, явился без красоты и славы. Который есть «Господь воинств» по воле данного Ему это. Который и из мертвых воскрес и вознесся на небо, как показывают псалом и прочие места из писаний, провозгласив Его «Господом воинств», так что вы и теперь, если захотите, легко можете убедиться из того, что совершается пред глазами вашими. Ибо всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем этого Самого Сына Божия, «перворожденного всей твари» (Кол. 1:15), Который родился от Девы и сделался страждущим человеком, был распят народом вашим при Понтии Пилате и умер, и воскрес из мертвых, и вознесся на небо. Но если вы будете заклинать каких-нибудь именем людей, бывших у вас, царей или святых, пророков или патриархов, то никакой демон вам не покорится; а если кто из вас будет заклинать Бог ом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, то он, может быть, покорится. Некоторые же из ваших заклинателей, сказал я, — заклинают посредством искусства, подобно язычникам, и употребляют курения и перевязки. Псалом Давида доказывает также существование Ангелов и Сил, которым пророческое слово велит поднять ворота, для того, чтобы взошел воскресший из мертвых по воле Отца, Господь воинств Иисус Христос; этот псалом я повторю еще для тех, которые вчера не были с нами. Для них я привожу теперь вкратце большую часть из того, что было сказано мною вчера. И если теперь говорю вам об этом, хотя я неоднократно говорил тоже самое, то знаю, что это не неуместно. Ибо мы видим, что солнце, луна и прочие звезды всегда совершают один и тот же путь и производят перемены времен; так же занимающийся счислением на вопрос: сколько составит дважды два, не смотря на то, что неоднократно говорил: четыре, не перестанет однако повторять, что четыре; подобным образом и о других общепризнанных вещах всегда говорят и утверждают одинаково. После этого смешно было бы, если бы человек, основывающий свою беседу на пророческих писаниях, опускал их и не повторял одних и тех же мест, но думал, что он выдумает и скажет что-нибудь лучше Писания. Итак изречение, которое доказывает, как я сказал, бытие Ангелов и Сил на небе, читается так: «хвалите Господа с небес, хвалите Его на высоте; хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все Силы Его» (Пс. 148:1-2).

Тогда один из пришедших во второй день, по имени Мнасей. сказал: и нам приятно, что ты стараешься для нас повторить тоже самое.

— Послушайте, друзья мои, — сказал я, — повинуясь какому повелению Писания я делаю это, Иисус велел нам любить даже врагов: чему пространно учил и Исаия, в словах которого говорится и о таинстве возрождения нас и всех ожидающих явления Христа в Иерусалиме и старающихся делами угодить Ему. Вот слова Исаии: «слушайте слово Господа вы, трепещущие слова Его. Говорите — братья наши, ненавидящим вас и преследующим, чтобы имя Господне прославлялось. Он явился во время радости их, и они устыдятся. Голос шума из города, голос народа, голос Господа, Который воздает возмездие гордым. Прежде нежели чревоболеющей (пришло) родить и прежде нежели пришел труд болей, она разрешилась сыном. Кто слыхал что-нибудь такое, кто видал подобное этому? рождала ль земля в один день, рождала ль она народ зараз? Потому что Сион болел и родил детей своих. Я же дал это ожидание даже той, которая не рождала, сказал Господь; вот Я сделал рождающую и неплодную, говорит Господь. Возвеселись, Иерусалим, и торжествуйте все любящие его; радуйтесь все плачущие об нем, чтобы вам напитаться и насытиться от сосцов утешения его, дабы насытившись могли наслаждаться от входа славы Его».

86. — Послушайте, — присовокупил я. — как древо жизни, насажденное в раю. и события, надлежавшие произойти со всеми святыми, были символом Того. кто. по свидетельству Писаний, после Своего распятия опять придет во славе. Моисей был послан с жезлом для освобождения народа и, держа его в руках, впереди народа рассек море; посредством жезла он источил воду из камня; бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал ее сладкого Иаков, положивши жезлы в сосуды с водою, получил то, что овцы дяди его зачинали во чреве, и он брал себе приплод. Тот же Иаков хвалится. что он с жезлом перешел реку. Он же говорил, что видел лестницу, и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог, но то не был Отец, как мы доказали из Писания. И когда Иаков на этом же месте излил елей на камень, то от Самого явившегося ему Бога получил свидетельство, что он помазал столп Богу явившемуся ему. А мы доказали, что Христос во многих местах Писания таинственно назван камнем; доказали также, что всякое помазание елеем или стактиею или другими благовонными мазями было образом Его, по слову Писания: «поэтому Бог, Бог Твой, помазал Тебя елеем радости более причастников Твоих» (Пс. 44:7). Все цари и помазанники получили от него название царей и помазанников; тогда как Сам Он получил от Отца названия: Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобные тому имена, какие Он имеет или имел. Прозябший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл — Христос (Ис. 11:1). И Давид говорит, что праведный, «как дерево, посаженное при проходах рек которое во время свое дает плод свой и которого лист не отпадет» (Пс. 1:3). Еще сказано, что праведник «процветет, как финик» (Пс. 93:13). У дерева Бог явился Аврааму, как написано, «у дуба Мамврийского» (Быт. 18:1). По переходе чрез Иордан народ нашел семьдесят ив и двенадцать источников. Давид говорит, что чрез жезл и палку он получил от Бог а утешение. Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна железный топор, с которым сыновья пророческие пришли рубить деревья на постройку дома, чтобы в нем читать и размышлять о законе и повелениях Божиих, как и Христос наш искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, сделанные нами, — чрез Свое распятие на дереве и чрез освящение нас водою, и сделал нас домом молитвы и поклонения. Жезл показал, что Иуда — отец рожденных не без великого таинства от Фамари.

87. — Не думай вперед, сказал Трифон по окончании моих слов, — что стараюсь опровергнуть, что ты говоришь, когда спрашиваю: но я желаю научения о том, о чем спрашиваю. И так скажи мне: если Писание чрез Исаию говорит: «жезл выйдет от корня Иессея и цвет выйдет из корня Иессеева и почиет на нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия и наполнит Его Дух страха Божия» (Ис. 11:1-3), и эти слова, продолжал он, — по твоему признанию, относятся ко Христу, и ты говоришь, что Он, как Бог, существовал прежде, но по воле Божией воплотился и родился от Девы, как человек: то как можно доказать, что прежде существовал тот, который исполняется силами Духа Святого, исчисленными Исаиею, как будто он имел нужду в них?

— Ты предложил весьма замысловатый и умный вопрос, Отвечал я. В самом деле здесь представляется некоторое затруднение; но чтобы ты понял решение его, выслушай, что намерен я сказать. Писание говорит, что эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому что они должны были почить на нем, т. е. придти к концу в Нем т) так, что впоследствии в вашем народе не должны были, как прежде, являться пророки: это вы сами можете видеть, потому что после Него совершенно ни одного пророка не было у вас. Обратите внимание на то, что я скажу: именно, каждый из ваших пророков получал от Бога какую-либо одну или и другую силу, и делал или говорил то, что мы знаем из Писаний. Соломон имел Дух премудрости, Даниил — Дух совета и разума, Моисей — силы и благочестия, Илия — Дух страха, Исаия — ведения; также и другие имели каждый одну силу или в соединении с другою какой-либо силою, каковы Иеремия, двенадцать пророков, Давид и все вообще бывшие у вас пророки. Итак, силы Святого Духа почили, то есть перестали действовать с пришествием Того, после Которого, во время этого домостроительства, совершенного им между людьми, они должны были удалиться от вас, и опочивши на Нем, снова, согласно с предсказанием, сделаться дарованиями, которые Он от благодати силы того Духа дает верующим в Него, смотря по достоинству каждого. Что было предсказано, что это будет исполнено Им после Его вознесения на небо, я уже говорил и теперь повторяю. Писание так говорит: «восшел на высоту, пленил плен, дал дары сынам человеческим» (Пс. 67:18). И еще в другом пророчестве сказано: и будет после этого то, что я изолью Дух Мой на всякую плоть и на рабов Моих и на рабынь Моих, и они будут пророчествовать».

88. И можно видеть среди нас и женщин и мужчин, имеющих дары от Духа Божия. Итак не потому, чтобы Он имел нужду в силе, было предсказано, что придут на Него исчисленные Исаиею силы, но потому, что они более не будут существовать. Свидетельством этого да будет вам то, что было сделано, как уже сказал, волхвами из Аравии: они непосредственно по рождении Младенца пришли и поклонились Ему. Ибо как только Он родился, уже имел Свою силу: и возрастая общим для всех других людей образом, пользуясь пригодными вещами, Он отдавал свойственное каждому возрасту, питался всякого рода пищею, и пребывал тридцать лет, больше или меньше, пока не пришел наперед Иоанн вестником Его пришествия и был Его предтечею на пути крещения, как я уже показал. И когда Иисус пришел к реке Иордану, где Иоанн крестил, и сошел в воду, то огонь возгорелся в Иордане; а когда Он вышел из воды, то Дух Святой, как голубь, слетел на Него, — как написали апостолы этого самого Христа нашего. И мы знаем, что Он пришел к реке не потому, чтобы нуждался в крещении или в Духе, сошедшем на Него в виде голубя; также Он снизошел быть рожденным и распятым не потому, чтобы имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло. Ибо Бог, желая чтобы и ангелы и человеки, одаренные свободою выбора и самовластием, делали то, к чему Он сделал их способными, так сотворил их, что если они изберут благоугодное Ему, то он сохранит их нетленными и свободными от наказания; если же сделают зло, — накажет каждого, как Ему угодно, — И то, что Он седши на осла, вступил в Иерусалим — о чем, как я показал, было предсказано, — не дало Ему силы быть Христом, но доставило людям указание, что Он Христос, подобно тому, как и при Иоанне нужно было дать людям указание, чтоб они узнали, кто Христос. Ибо когда Иоанн сидел при Иордане и проповедовал крещение покаяния, нося только пояс кожаный и одежду из верблюжьих волос и ничего не вкушая, кроме акрид и дикого меда, то люди думали, что Он Христос, но он сам объявил им: «Я не Христос, но голос вопиющего; ибо придет Сильнейший, нежели я, Которого сапогов я не достоин понести» (Ин. 1:20,23; Лк. 3:16; Мф. 3:2). Но когда Иисус пришел к Иордану, а Его почитали сыном Иосифа плотника и Он казался, как предвозвестили Писания, безвидным и был принимаем за плотника — ибо Он живя среди людей занимался плотничными работами, делал орала и ярма (Мк. 6:3), и тем поучал и праведности и деятельной жизни, — то Дух Святой для людей, как я выше сказал, сошел на Него в виде голубя и в то же время пришел с небес голос, провещанный и чрез Давида, который как бы от своего лица говорил то, что имело быть сказанным Ему от Отца: «Ты Сын Мой, Я днесь родил Тебя» (Пс. 2:7).

Этот голос изъявлял, что Его рождение последует для людей с того времени, как Он сделается известным им.

89. — Ты хорошо знаешь — сказал Трифон, — что весь народ наш ожидает Христа, и мы признаем, что все приведенные тобою места из Писаний сказаны об Нем; я признаюсь также, что имя Иисус, данное сыну Навину, расположило меня согласиться и на это. Но мы сомневаемся, надлежало ли Христу быть так бесславно распятым, ибо в законе сказано: «проклят всякий распятый» (Вт. 21:23), так что я весьма затрудняюсь поверить этому. Что Писания говорят о том, что Христос имеет пострадать, это ясно; но мы желаем знать, можно ли доказать что, что Он претерпит род страдания проклятый в законе?

— Если бы — отвечал я, — Христос не имел пострадать, и пророки не предсказали, что чрез беззакония народа Он будет веден на смерть, обесчещен, бит и сочтен между беззаконными, и будет веден как овца на заклание Тот, Коего род, по слову пророка, никто не может изъяснить, — то справедливо можно было бы удивляться. Но если это характеризует и указывает Его всем, то как можем и мы не веровать в Него смело? И все, кто поняли слова пророков, скажут, что это — Он, а не другой, если только они услышат, что Он был распят.