«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Несчастны они и неразумны в этом. Ибо, как я выше сказал, в каждом подобном действии их совершались домостроительства великих таинств. Я вам скажу, какое домостроительство и предсказание было в бракосочетаниях Иакова, чтобы вы и отсюда узнали, что ваши наставники всегда смотрели не на божественное намерение, ради которого каждое действие совершалось, но более на земные и губительные страсти. Итак обратите внимание на то, что говорю. Бракосочетания Иакова были образами того, что имело совершиться чрез Христа. Жениться на двух сестрах зараз нельзя было Иакову; посему он служил Лавану за дочерей его и будучи обманут в младшей, служил ему еще семь лет. Лия — ваш народ и синагога, а Рахиль— ваша церковь, Христос доныне служит за них и за рабов их обеих. Если Ной отдал в рабство двум сынам своим семя третьего сына, то теперь Христос пришел для восстановления и свободных детей и рабов их, почитая достойными тех же прав всех, соблюдающих заповеди Его, точно так, как родившиеся у Иакова от свободных жен и родившиеся от рабынь все были сынами равночестными; и согласно с их порядком и по предвидению было предсказано, каков будет каждый из них. Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до креста за разнообразных людей из всякого народа, приобретши их своею кровью и таинством крестным. Глаза Лии были слабы, и ваши душевные очи весьма немощны. Рахиль похитила богов Лавана и скрыла их даже до сегодня: и наши отеческие и вещественные боги погибли для нас. Иаков во все время был ненавидим своим братом; и мы ныне, и сам Господь наш ненавидимы вами и всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья. Иаков был назван Израилем: и Христос, по имени и по существу дела Иисус, как доказано, есть также Израиль.

135. И когда Писание говорит: “Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля царем вашим” (Ис. 43.15), то не следует ли вам по истине разуметь Христа вечного Царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: “Иаков раб Мой, Я поддержу Его; и Израиль избранный Мой, душа Моя обнимет Его. Я положил дух Мой на Него, и Он произнесет суд народам. Он не будет кричать и не услышится голос Его вне. Трости разбитой Он не переломит и льна дымящегося не погасит, пока Он не взнесет победу, воспримет суди не сокрушится, пока не установит на земле суд; и на имя Его будут уповать народы” (Ис. 42.1-4). Ужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как, поэтому, Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы. из утробы Христа как бы отсеченные, составляем истинный израильский род, Но послушаем лучше самые слова Писания: “и изведу, говорит оно, семя от Иакова и от Иуды, и оно наследует святую гору Мою, и Мои избранные и Мои рабы наследуют ее, и будут там жить; и будут в лесу ограды для стад, и долина Ахоркая (будет) местом отдыха для скота людям, которые взыскали Меня. Но вы, которые оставляете Меня и забываете святую гору Мою и приготовляете для демонов трапезу и наполняете растворение демону,—Я предам вас мечу, вы все падете от убийства, потому что Я звал вас, и вы не послушали, Я говорил и вы не внимали, и сделали злое предо Мною и избрали, чего Я не хотел” (Ис. 65.9-12). Таковы слова Писания; и вы конечно сами понимаете, что есть какое то другое семя от Иакова, о котором теперь сказано, и никто не подумает чтобы здесь говорилось о вашем народе. Ибо невозможно, чтобы потомки Иакова оставили начало для семени Иакова, и чтобы Тот, кто укорял народ, как недостойный наследия, с другой стороны обещал его тому же народу, как будто одобрял его. Но как там пророк говорит: “и ныне ты, дом Иакова, придите, пойдем во свете Господа; ибо Он оставил народ Свой, дом Иакова, потому что наполнилась земля их, как с начала, гаданий и предсказаний” (Ис. 25-6), так и здесь нам должно разуметь два семени Иуды и два рода, как два дома Иакова, — один рожденный от крови и плоти, другой—от веры и Духа.

136. Вы видите, как Он теперь говорит к народу; после того, как оказал: “как ягода найдется на виноградной кисти, и скажут: не порть ее, ибо благословение на вей, так Я сделаю ради служащего Мне: ради его Я не погублю всех их”, Он присовокупляет: “И произведу семя от Иакова и от Иуды” (Ис. 65.8,9), Ясно, что если Он гневается на них и угрожает оставить самое малое число их, то обещает произвести некоторых других, которые будут жить на горе Его. Об них-то Он сказал, что посеет и породит их; а вы не терпите Его, когда Он зовет вас, не слушаете Его, когда говорит, но даже делали злое пред Господом. Самая же крайняя мера вашей злобы в том, что ненавидите даже того Праведника, которого вы убили, и тех, которые от Него стали тем, что они суть,—благочестивыми, праведными и человеколюбивыми. Поэтому “горе душе их — говорит Господь, — потому что они предприняли злой умысел против самих себя, говоря: убьем Праведника, так как он негоден для нас” (Ис. 3.9.10). Вы не приносили жертв Ваалу, как ваши отцы, не приносили варений в рощах или на возвышенных местах воинству небесному, но вы не приняли Христа Божия. Ибо кто не знает Его, тот не знает и воли Божией, и кто оскорбляет и ненавидит Его, тот ненавидит и оскорбляет и Пославшего Его; и кто не верует в Него, тот не верует проповедям пророков, которые благовествовали и проповедали о Нем всем.

137. Не говорите, братья, ничего худого на Того распятого и не ругайтесь над Его язвами, которыми могут все исцелиться, как и мы исцелились. Прекрасно было бы, если бы вы поверили Писаниям и приняли обрезание жестокосердия вашего, а не то, которое имеете по утвердившемуся в вас мнению, потому что ваше обрезание было дано, как знак, а не как дело праведности, в чем убеждают нас Писания. Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, последуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы. Ибо если касающийся людей, неугодных Богу, как бы касается зеницы Божией, тем более тот, кто касается Возлюбленного Его. А что этот есть Христос наш, достаточно доказано.

Так как они молчали, то я продолжал говорить.— Теперь, друзья мои, я привожу некоторые места из Писаний так, как перевели их 70 толковников; когда я приводил их прежде, как вы читаете их, я хотел испытать ваш образ мыслей. Приводя место Писания, которое говорит: “горе им, потому что они предприняли злой умысел против самих себя, говоря”... я присоединил по переводу 70-ти “уничтожим Праведного, потому что он негоден нам”, тогда как в начале разговора я привел это, как вы хотите читать: “свяжем Праведного, потому он негоден для нас. Но вы были заняты чем то и кажется не внимательно слушали мои слова. Так как теперь день скоро кончится, солнце уже на западе, то к сказанному я прибавлю одно замечание и заключу; хоть оно было уже сказано мною, но я нахожу справедливым опять обратиться к нему.

138. Вы знаете, государи мои. — сказал я,—что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: “во время потопа Ноева Я спас тебя. Эти слова Бога означают то, что в потопе было таинство людей спасаемых. Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, т. е. с женою своей, тремя сыновьями своими и женами их, составляя числом 8 человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры и дерева, содержащего таинство креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим. Поэтому, когда пророк говорит: “во время Ноя Я спас тебя”, то, как я заметил, Бог здесь говорит к народу, который подобным образом верен Ему и имеет эти символы. Ибо и Моисей с жезлом в своей руке провел чрез море ваш народ. Вы же думаете, что это было сказано только о вашем народе или земле. Но Писание говорит, что вся земля была потоплена и вода поднялась выше гор на 15 локтей, так что, очевидно, Бог говорил это не вашей земле, но народу, повинующемуся Ему, для которого Он и приготовил успокоение в Иерусалиме, как было прежде показано всеми символами при потопе. Я разумею, что посредством воды и веры и дерева те, которые приготовились и раскаиваются в своих грехах, избегнут грядущего суда Божия.

139. И другое таинство, которого вы не знаете, было предвозвещено событием во время Ноя. Оно заключается в следующем, В благословениях, которыми Ной благословил двух своих сыновей, он изрек и проклятие на своего внука; ибо пророческий Дух не хотел проклясть того сына, которого благословил Бог вместе с другими сынами, но так как наказание за грех должно было перейти на все поколение сына, осмеявшего наготу (отца), то он совершил проклятие, начиная с его сына. Но в том, что сказал Ной, он предсказал, что потомство Сима будет обладать стяжаниями и жилищами Ханаана, а после потомство Иафета возьмет себе стяжания и жилища Семитов,—которыми последние овладели от Ханаанитян,—лишивши их потомство Сима, как сами Семиты овладели ими, отнявши их у племени Ханаана. И послушайте, как точно исполнилось это. Вы, происходящие от племени Сима, по определению Бога, пошли на землю сынов Ханаана, и овладели ею; и известно, что потомки Иафета в свою очередь, по суду Божию, напали на вас, взяли вашу землю, и обладают ею. Об этом было сказано так: “И Ной отрезвился от вина, и узнал, что младший сын его сделал над ним, и сказал: проклят Ханаан раб, будет он рабом братьям своим. И сказал он: благословен Господь Бог Сима, и Ханаан будет раб его. Да распространит Господь Иафета, и да поселится он в жилищах Симовых, и да будет Ханаан рабом его” (Быт. 9.24-27).

Потому люди всех стран, рабы ли или свободные, если они веруют в Христа и признают истину в Его словах и в словах Его пророков, знают, что они будут вместе с Ним в той земле, и получат вечное и нетленное наследие.

140. Поэтому Иаков, который сам был, как я сказал, образом Христа, вступил в сожитие с двумя рабынями двух своих свободных жен, и прижил от них сыновей, чтобы предуказать, что Христос примет и всех потомков Ханаана, которые находятся среди племени Иафета. наравне с свободными сынами, и будет иметь их всех детьми и сонаследниками; таковы именно мы: но вы не можете понять этого, потому что вы не можете пить от живой воды Божией, но из “сокрушенных колодцев, которые не могут сохранять воды” как говорит Писание (Иер. 2.13). Такие сокрушенные колодцы, не сохраняющие воды, ископали для вас ваши учители, которые, как ясно говорит Писание, “учат учениям, заповедям человеческим” (Ис. 29.13). И кроме того, они обольщают и самих себя и вас, думал, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраамова, хотя бы они были даже грешники и неверующие и непокорные Бог у, несомненно будет дано Его вечное царство, — несправедливость чего доказывается самыми Писаниями. Иначе Исаия не сказал бы так: “и если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра” (Ис. 1.9). И Иезекииль: “если Ной, и Иаков, и Даниил будут просить за своих сынов или дочерей, не дастся им. Но ни отец не погибнет за сына, ни сын за отца; но всякий погибнет за свой собственный грех, и всякий спасется своими собственными правыми действиями” (Иез. 14.20; Вт. 24.16). И Исаия опять: “они посмотрят на члены тех, которые согрешили против Меня; червь их не успокоится, и огонь их не угаснет, и они будут зрелищем для всякой плоти” (Ис. 16.24). И наш Господь, по воле пославшего Его Отца и Господа всего, не сказал бы: “придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, и Исааком и Иаковом, в царстве небесном; но сыны царства будут изверчены в тьму внешнюю” (Мф. 8.11.12). Впрочем, как я уже доказал, те, которые предузнаны, как злые, и будут таковыми, — и ангелы и люди бывают нечестивы не по вине Божией, но по своей собственной вине каждый есть таков, каким он окажется.

141.

И по нашей собственной вине мы, и люди и ангелы, будем обличены за грехи, если не поспешим раскаяться. Если же слово Божие предсказывает, что некоторые, люди и ангелы, будут наказаны, то это потому, что Бог предузнал, что они непременно сделаются нечестивыми, а не потому, что Он сделал их такими. Поэтому все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога,—и Писание называет их блаженными, говоря: “блажен человек, которому Господь не вменит греха” (Пс. 31.2); то есть, покаявшись в своих грехах, он получит от Бога прощение их; но не так, как вы обольщаете себя самих и некоторые другие подобные вам в этом, которые говорят, что хотя они грешники, но знают Бога, и Господь не вменит им греха. Как доказательство этого мы имеем одно преступление Давида, случившееся от его гордости, которое было потом прощено, когда он плакал и скорбел так, как написано. Если же такому человеку прощение не было дано прежде покаяния, но только тогда, когда он, великий царь, помазанник и пророк, так плакал и вел себя; то как нечистые и крайне преступные, если они не будут скорбеть и плакать и не покаются, могут надеяться, что Господь не вменит им греха? И это одно преступление Давида с женою Урии доказывает, государи мои - говорил я, - что патриархи имели многих жен не ради блуда, но что чрез них совершались некоторое домостроительство и таинства; потому что если бы было позволено брать жену, какую кто хочет, как хочет и сколько он хочет иметь жен, как делают ваши единоплеменники по всему свету, куда бы они ни прибыли или ни отправились, беря женщин под именем супружества, но тем более Давиду было бы позволено делать так”.

Сказавши это, дорогой Марк Помпей, я перестал говорить.

142. Помолчав несколько времени, Трифон сказал: ты видишь, что мы не намеренно вступили в разговор об этих предметах; и признаюсь, что я чрезвычайно доволен нашею встречею, и думаю, что и эти друзья мои чувствуют тоже самое; потому что мы нашли более, чем ожидали и могли когда-либо ожидать. Но если б мы могли делать это чаще, то получили бы еще более пользы, исследуя эти самые слова (Писания): но так как.—сказал он,—ты готов оставить вас и ежедневно ожидаешь корабля, то не почитай за труд вспоминать нас как друзей твоих. когда отправишься отсюда.

— С моей стороны, отвечал я, — если б я здесь остался, пожелал бы ежедневно делать то же самое, но теперь имея в виду, по воле и при помощи Божией, сесть на корабль, я убеждаю вас, обратитесь к этому великому делу для вашего собственного спасения, и позаботьтесь предпочесть Христа Всемогущего Бога вашим учителям.