«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Иером. Арсений Афонский
Диавол вредит христианам тем, что вселяет в них злопом нение к братиям, когда они говорят: вот он сказал мне, и я ответил ему (тем же), и он (народ) имеет грехи пред собою и не видит их, а о грехах ближнего празднословит. От этого и терпит вред.
Кознь врага на молитве врага: На молитве в самом начале враг спасения предлагает какое-либо дело, будто нужное, чтобы озаботиться им. Если не остережется начинающий молиться, то уходит помысл в предложенное дело, а о Боге и молитве забывает. Кивает поклоны, как кукла. Чтоб избежать этого, надобно пред молитвою твердым помыслом все отбросить и приступить к молитве голою душою, чтобы она, совершая молитву, одну ее имела в заботе.
Св. Феофан Затворник
За неблагоговение — наказание: Ангелы Божии отторгают от лица и взора Божия ум молящегося неблагоговейно. Страждущий от демонов обычно не чувствует того. И сам Бог не освобождает его от демонского насилия за то, что он нарушает заповедь работать Господу со страхом.
О демонской брани: Всякая демонская брань производится в нас тремя главными способами: или по нерадению, или по гордости, или по зависти демонов. 1-я брань достойна сожаления, 2-я весьма бедственна, а 3-я преблаженна.
Св. Иоанн Лествичник
О лукавстве злых духов: Велико и непостижимо лукавство злых духов. Почему, роскошествуя и пресыщаясь, бодрствуем недремленно; а постясь и изнуряя себя трудами, жалким образом одолеваемы сном.
Св. Иоанн Лествичник
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «Умолчи и изыди». Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: умолчи и изыди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тот час подсекает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: умолчи и изыди, и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окази сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие — все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни суть то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укорением в душе все доброе и ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уж не остается, за что потом похвалил бы Господь.
Св. Феофан Затворник, на Еван. от Марка 1. 25
Отчего мы не замечаем искушение врага нашего спасения? — «Чтобы чувствовать к себе прикосновение духа тьмы, надобно самому быть светом, — говорит Преосвящ. Иннокентий Херсонский, а грешник есть тьма». На чистом белом платье и малое пятно тотчас приметно, а платье черное не даст заметить на себе самых больших пятен. В душе светлой и чистой одна какая-либо мысль, вброшенная от диавола, тотчас производит смущение, тяжесть и боль сердечную, а в душе грешника, темной и оскверненной, и самое присутствие его неприметно. Такой неприметности помогает сам дух злобы всеми силами, ибо что ему за выгода быть приметным? Давать ощущать себя прямо? Это значило бы заставить бежать от себя. И вот он, тирански властвуя над грешником, в то же время старается держать его в том обольщении, якобы он действует сам собою и во всем совершенно свободен.
Не надобно покоряться страху, который наводит диавол, а нужно тогда особенно бодрствовать духом и, откинув малодушие, помнить, что хотя мы и грешные, но все находимся под благодатью нашего Искупителя, без воли которого не спадет ни один волос с головы нашей... Искушения диавола подобны паутине, что только стоит дунуть на нее, и она истребляется, что так-то и на врага — диавола: стоит только оградить себя верою и крестным знамением — и все козни его исчезнут совершенно.
Преп. Серафим Саровский