Against the Jews

Этим-то правилом руководствуясь, будем судить и об этом (иудейском) посте. Если мы не станем так делать, но будем выставлять и рассматривать только голые дела, как они есть, то произойдет большое замешательство, большой беспорядок. Наприм., терпят побои и разбойники, и гробограбители, и обманщики, но то же терпят и мученики; дела одинаковы, но расположение духа и причина, по которой они бывают, неодинаковы, а потому между (мучениками) и теми людьми большое различие. И как в этом случае мы обращаем внимание не на одни мучения, но, еще прежде того, на расположение души и на причину, из-за которой бывают мучения, а поэтому и мучеников любим не за то, что они мучатся, но за то, что мучатся за Христа, и разбойников презираем не за то, что они наказываются, но за то, что наказываются за злодеяния; так же суди и о том, что делается у иудеев. И если увидишь, что они постятся для Бога, похвали это; если же увидишь, что делают это вопреки воле Божией, отвратись и возненавидь их более, чем пьянствующих и неумеренных в пище и питии. Но в этом посте должно смотреть не на причину только, но и на место и на время. Впрочем прежде, чем бороться с иудеями, лучше побеседуем с теми из наших членов, которые, по-видимому, стоят вместе с нами, но на деле следуют иудейским обычаям, и всячески защищают их, и которых поэтому я считаю более достойными осуждения, чем самих иудеев. В этом согласятся с нами не только мудрые и умные люди, но и все, кто только имеет сколько-нибудь разума и смысла. Чтобы доказать это, не нужно умствований, исследований и длинных оборотов речи; нет, довольно только спросить их и - уловить на самом ответе их. Что же? Спрошу я у каждого из страдающих этим недугом: ты христианин? Для чего же следуешь обычаям иудеев? Или ты иудей? Так зачем беспокоишь церковь? Перс не соблюдает ли того, что в обычае персов? Варвар не следует ли обычаям варваров? Живущий в римском государстве не подчиняется ли нашему уставу? И если кто из живущих между нами будет обличен в том, что поступает как варвар, такой, скажи мне, не тотчас ли подвергается наказанию без суда и исследования, хотя бы и представлял тысячу оправданий? Равно, если кто из варваров окажется соблюдающим римские законы, не потерпит ли и он того же самого? Как же ты думаешь спастись, уклоняясь к иудейским беззаконным обычаям? Разве ничтожно различие между нами и иудеями? Разве спор у нас о пустых вещах, так что можно считать за одно и то же (и христианство и иудейство)? Что ты соединяешь несоединимое? Они распяли Христа, Которому ты поклоняешься: видишь какое различие! Как же бежишь к ним, убийцам, ты, говорящий о себе, что поклоняешься Распятому? Я ли выдумаю этот способ обвинения и этот род обличения? Не этот ли способ употребляет против них и Писание? Послушай, что говорит именно против них Иеремия: отыдите в Кидар, и видите; послите в островы Хеттим, и познайте, аще сотворена быша таковая. Что же это такое? Аще премениша языцы боги своя, и тии не суть бози: вы же пременисте славу свою на то, от него же не упользуетеся (Иер. II, 10). А это значит вот что: те (язычники), говорит, поклоняясь идолам и служа демонам, так тверды были в своем заблуждении, что не захотели оставить идолов и обратиться к истине; а вы, поклонники истинного Бога, оставя отеческое благочестие, перешли к чуждым обычаям; вы даже не показали и того постоянства в истине, какое имеют те в заблуждении. Вот почему говорит: аще сотворена быша таковая? Аще премениша языцы боги своя, и тии не суть бози: вы же пременисте славу свою на то, от него же не упользуетеся. Не сказал: пременисте Бога своего, потому что Бог неизменяем (Малах. III, 6), но: пременисте славу свою. Не Меня, говорит, оскорбили вы; ибо Мне нельзя сделать вреда; вы обесчестили сами себя, умалили не Мою славу, но свою собственную.

Когда постились они в пасху? Когда совершали с нами праздник мучеников? Когда сообщались с нами в день Богоявления? Они не бегут к истине, а вы бежите к нечестию: называю (праздники их) нечестием потому, что совершаются не в свое время. Было некогда время, когда надлежало соблюдать эти праздники, но теперь - не время. Вот почему то, что некогда было законно, теперь беззаконно.

Позвольте мне сказать к этим людям словами Илии. Он, видя, как иудеи поступают нечестиво, и то повинуются Богу, то служат идолам, так говорит к ним: доколе вы храмлете на обе плесне? Аще есть Господь Бог наш с вами, приидите и идите в след Его: аще же Ваал, то идите за ним (3 Цар. XVIII, 21). Это же и я теперь скажу к ним: если вы почитаете истинным иудейство, то зачем обременяете собою церковь? Если же истинно христианство, каково оно и есть, то неуклонно следуйте ему. Скажи мне, ты участвуешь в таинствах, поклоняешься Христу, как христианин, у Него испрашиваешь благ, и - празднуешь с Его врагами? С какою же, наконец, совестию приходишь ты в церковь? Но довольно сказали мы против тех, которые говорят о себе, что мыслят по-нашему, и между тем следуют иудейским обычаям. А как я хочу сразиться с иудеями, то позвольте мне предложить более пространное поучение и показать, как иудеи уничижают закон, постясь теперь, и попирают заповеди Божии, делая всегда только противное Ему. Вот, когда Он хотел, чтобы иудеи постились, они утучняли себя и расширялись; когда же хочет, чтобы не постились, они упорствуют поститься. Когда хотел, чтобы приносили жертву, они бежали к идолам; а когда не хочет, чтобы они совершали свои праздники, тогда усердствуют праздновать. Поэтому Стефан говорил к ним: вы присно Святому Духу противитеся (Деян. VII, 15). Вы, говорит, о том только и старались, как бы сделать противное тому, что Бог заповедовал. Так поступают они и теперь. Откуда это видно? Из самого закона, ибо в отношении к праздникам иудейским закон повелел наблюдать не только время, но и место (празднования). Так, заповедуя им и об этой пасхе, он говорит вот что: не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе (Втор. XVI, 5). Напротив, постановив совершать пасху в четырнадцатый день первого месяца, закон также повелел праздновать ее только в Иерусалиме; равно и для празднования пятидесятницы назначил определенное место и время, повелев совершать ее спустя семь недель, и опять прибавив: в месте, еже изберет Господь Бог твой (XII, 11). Точно также (постановлено) и о празднике кущей. Но посмотрим, что из этих двух более необходимо - время или место: то есть, если когда нельзя наблюсти то и другое вместе, должно ли пренебречь местом и наблюсти время, или, пренебрегши временем, наблюсти место? Я хочу сказать вот что: Господь повелел совершать пасху в первый месяц, в Иерусалиме, т. е. в определенное время и в определенном месте. Теперь предложим, что совершают пасху двое: один пусть нарушает место, а соблюдает время; другой пусть наблюдает место, а нарушает время, притом, наблюдающий время, но нарушающий место, пусть совершает пасху в первый месяц и вне Иерусалима, где-нибудь вдали, а наблюдающий место, но преступающий время, совершает пасху в Иерусалиме, не в первый месяц, а во второй.

Откуда же видно это? От самого Моисея. Когда (евреи) совершили пасху вне (Иерусалима), то пришли они к Моисею, говоря: мы нечисти есмы о души человечи: егда лишимся принести дар Господу во время свое посреде сынов Израилевых, и рече Моисей к ним: станите ту, и услышу, что повелит Господь о вас. И рече Господь к Моисею, глаголя: рцы сыном Израилевым, глаголя: человек иже аще будет нечист о души человечи, иже на пути далече, или в вас, в родех ваших, да сотворит пасху в месяц вторый (Числ. IX, 7-11). Это значит: кто в первый месяц будет на пути, тот пусть не совершает (пасхи) вне города, но пусть совершит во второй месяц, когда придет в Иерусалим; пусть преступит время, только бы не быть вне города. Это показывает, что соблюдение места более необходимо, чем соблюдение времени. Что же могут сказать на это совершающие (пасху) вне Иерусалима? Ведь, когда они опускают более необходимое, их не может оправдать соблюдение менее необходимого. Значит, они, хотя бы тысячу раз уверяли себя, что не нарушают времени, поступают крайне беззаконно. И это видно не только отсюда, но и из примера пророков. Известно, что пророки и не приносили жертв, и не воспевали песней, и не соблюдали ни одного такого поста на чужой земле: какое же эти (нынешние иудеи) могут иметь извинение? Те, хотя и ожидали возвращения прежнего устройства, однако оставались в повиновении закону, и исполняли предписания его, как закон того требовал; а эти, не имея никакой надежды на возвращение прежнего устройства (ибо каким местом из пророков могут доказать это?), не хотят успокоиться. Между тем, если бы они даже ожидали, что порядок тот возвратится, и в таком случае им следовало бы подражать святым тем, и не поститься и не делать что либо другое, тому подобное.

А для удостоверения, что те (святые) ничего такого не делали, послушай, что они отвечали спрашивавших их. Когда иноплеменники настоятельно и с принуждением заставляли их употребить в дело свои органы, говоря: воспойте нам песнь Господню, они, хорошо зная, что закон не позволяет им делать это вне (Иерусалима), отвечали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс. CXXXVI, 3, 4)? И опять, три отрока, жившие в Вавилоне, говорили: несть во время сие князя и пророка, ни места, еже пожрети пред Тобою и обрести милость (Дан. III, 38, 39). Места, конечно, там было много, но так как не было храма, то они оставались без жертвоприношений. Да и к другим Бог (говорит) чрез Захарию: се седмьдесят лет постом ли поститеся ми (Зах. VII, 5), разумея здесь лета (вавилонского) плена. Как же ты ныне постишься, скажи мне, когда предки твои и не приносили жертв, и не постились, и не праздновали? Уже и отсюда видно, что они не совершали и пасхи: ибо, где не было жертвы, там не было и праздника, потому что все (праздники) надлежало совершать с жертвоприношениями. Но чтобы представить тебе и доказательство на это, послушай, что говорит Даниил: в тые дни аз, Даниил, бех рыдая три седмицы, хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя, и мастию не помазахся в те седмицы. В день двадесять четвертый первого месяца видех видение (Дан. X, 2-4). Здесь слушайте меня со вниманием; ибо из этих слов видно, что иудеи (в Вавилоне) не совершали пасхи. Как же это, я и скажу теперь. В дни опресноков иудеям не позволялось поститься; а Даниил в течение двадцати одного дня не вкушал ничего. Но из чего, скажешь, видно, что эти двадцать один день были дни опресноков? Из того, что он сказал: в день двадесять четвертый первого месяца; а пасха оканчивается в двадцать первый день; ибо, начав четырнадцатым днем первого месяца, и потом празднуя семь дней, иудеи таким образом доходят до двадцать первого дня. Но Даниил, и по прошествии пасхи, продолжал еще не вкушать; потому что начав с третьего дня первого месяца, потом продолжив (пост) двадцать один день, он таким образом провел четырнадцатый день, а за ним еще семь и три дня. Итак, не беззаконно ли и не нечестиво ли поступают иудеи, что, тогда как те святые никаких обрядов не совершали на чужой земле, они по упорству и спорливости делают противное? Ведь, если бы говорили и делали это какие-нибудь беспечные и неблагочестивые люди, то несоблюдение ими (праздников) можно бы приписать их беспечности; но если это были люди благочестивые и боголюбивые, такие, которые и душу свою отдали за заповеди Божии, то явно, что они не соблюдали закона (о праздниках) не по беспечности, но по убеждению из самого закона в том, что ни одного из этих обрядов не должно соблюдать вне Иерусалима. Из этого открывается и другая важнейшая истина, - именно, что соблюдения жертв, суббот, новомесячий, и всего тому подобного требовало тогдашнее (иудейское) устройство не необходимо, и что ни соблюдение их не могло придать ничего особенного добродетели, ни опущение - сделать доброго (человека) худым, или отнять что-либо от душевного любомудрия. Так эти (святые мужи), провождавшие на земле жизнь равную ангельскому любомудрию, хотя и не делали ничего этого, - не приносили жертв, не совершали праздника, не соблюдали такого поста, однако так угодили Богу, что стали выше и самой природы, и тем, что случилось с ними, обратили всю вселенную к Богопознанию. Что может сравниться с Даниилом? Что с тремя отроками, которые так задолго выполнили уже на деле величайшую евангельскую заповедь, - главизну всех благ? Ибо (в Евангелии) сказано: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. XV, 13); а они душу свою положили за Бога. Впрочем, они достойны удивления не по этому только, и потому еще, что делали это не за какую либо награду. Потому-то и говорили, что есть Бог на небеси, силен изъяти нас. Аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим (Дан. III, 17-18). Довольно нам, говорят, и той награды, что умираем за Бога. И это они делали, такую являли доблесть, не соблюдая ничего предписанного в законе (обрядовом).

6

Why, you will say, did God institute these (ceremonies), if He did not want to fulfill them? And if I wanted to fulfill it, then why did I destroy your city? If he had wanted these ceremonies to be observed continually, he would have to do one of two things: either not to command that sacrifices should be offered in one place only, if he already wanted you to be scattered throughout the whole world, or, if he wanted you to offer sacrifices only there (in Jerusalem), not to scatter you throughout the world, and not to make that particular city inaccessible to you; in which alone the sacrifice was to be offered. What then? God, you will say, contradicts Himself: having commanded sacrifices to be offered in one place only, then He Himself locked this place? Not at all; on the contrary, He is completely true to Himself. At first He did not want to allow you to sacrifice; I will cite the prophet himself as a witness to this, who says thus: "Hear the word of the Lord, ye princes of Sodom: hearken ye unto the law of your God, ye people of Gomorstia" (Isa. I, 10). And this he says not to the Sodomites or to the inhabitants of Gomorrah, but to the Jews. And he calls them so because they, imitating the impiety of them, have entered into kinship with them. In the same way he calls them dogs (Isa. LVI, 11) and misogynistic horses (Jer. V, 8), not because they accepted the nature of these animals, but because they expressed their lustfulness. That I have a multitude of your sacrifices, saith the Lord (Isa. I, 11). And we do not see that the inhabitants of Sodom ever offered sacrifices: therefore this word is addressed to the Jews, and calls them by their name for the reason I have indicated. That I am full of the multitude of your sacrifices, saith the Lord, I am full of ram burnt offerings, and the fat of lambs, and I do not desire the blood of young men and goats. Below, come to see Me; Who hath sought this out of your hands? Have you heard the voice (of God) saying very clearly that at first He did not demand these sacrifices from you? For if He had demanded them, He would have been the first to submit to these ordinances all the ancients, who had been glorified before them. Why, you will say, did He allow it afterwards? Condescending to your infirmity. As a physician, seeing that a person suffering from fever, wilful and impatient, wants to drink cold water, and threatens, if he is not allowed, to throw a noose over himself, or to throw himself from the rapids, in order to prevent a greater evil, he allows a lesser one, if only to divert the patient from a violent death; so did God. When He saw that (the Jews) were possessed, bored, wanted sacrifices, were ready, if they were not allowed to, to turn to idols, or even not only were they ready to convert, but had already been converted, He allowed them sacrifices. And that this was the cause can be seen from the time itself (permission). God allowed them sacrifices after they had made a feast in honor of the evil demons, as if saying to them: "You are possessed and want to offer sacrifices; so bring them, at least to Me. However, even by allowing this, He did not give such permission forever, but in a wise way again withdrew it. As a physician (there is nothing to prevent me from using the same example again), yielding to the whims of the sick man, brings a vessel from his house and commands him to drink from it alone, and then, when the sick man consents to this, secretly commands the drinkers to break the vessel, so as to divert the sick man from his whim imperceptibly and without pretence, so did God. Having allowed the Jews to offer sacrifices, He did not allow them to do so in any other place than Jerusalem; Then, when they had been offering sacrifices for some time, He destroyed the city, so that, as the physician by breaking the vessel, and God by the destruction of the city, he might distract them, and against their will, from this work. If He had said plainly, "Cease; they would not easily agree to give up the passion for sacrifice; but now, by the very necessity of their abode, He imperceptibly led them away from this passion. So let the physician be God, the vessel the city, the sick the stubborn people of Judah, the cold drink the permission and freedom to offer sacrifices. And so, just as the physician diverts the patient from his unreasonable demand by breaking the vessel; so God also turned away (the Jews) from sacrifices, destroying the city itself and making it inaccessible to all.

Is not the reason for the destruction of Jerusalem clear and obvious, even to the most foolish? If the steward, having already laid the foundation, brought out the walls, built a vault and fastened it to one stone placed in the middle, takes away this stone, then he will destroy the entire composition of the building; so God, having made the city, as it were, a bond of (Jewish) worship, and then destroyed it, thereby destroyed the rest of the building of that worship.

7

But let us cease to fight the Jews for the time being. Today we have only just begun the battle, having said as much as was required to warn our brethren, or even much more. At last it is necessary to persuade you, who are present here, to take diligent care of our members, and not to say: "What need do I have? Why should I bother and worry?" Our Lord died for us: and you do not want to say a word? What excuse will you have? What excuse will you get? Tell me, how will you stand boldly before the judgment seat of Christ, showing indifference to the destruction of so many souls? If I could know all those who only run there (to the synagogues), I would not need you, but I myself would very soon correct them. When it is necessary to correct a brother, then, even if it is necessary to give up one's soul, do not refuse; be jealous of your Lord; if you have a servant or a wife, keep them at home with great severity. If you do not allow them to go to the theater, how much more do you not allow them to go to the synagogue, for this is a crime moreover: there is sin, and here is impiety. We do not say this so that you allow them to go to the theater, for this is also bad; but that they should be much more forbidden to go to the synagogue. Why do you flee to see in the synagogue the God-hating Jews, tell me? People blowing trumpets? But it behooves you, sitting at home, to grieve for them and weep over the fact that they resist the commandment of God, rejoice together with the devil. For, as I said before, what is done contrary to the will of God, even if it is permitted when it is permitted, afterwards becomes iniquity, and entails many punishments. The Jews once sounded when they had sacrifices; And now they are not allowed to do so. Listen, why did they receive the trumpets? Make unto thee, saith God, trumpets forged of silver (Num. X, 12); then, speaking of their use, he adds: "Sound the trumpet in them for your burnt offerings and for the sacrifices of your salvation" (10). Where is the altar now? Where is the nod? Where is the tabernacle and the holy of holies? Where is the priest? Where are the cherubim of glory? Where is the golden censer? Where is the purgatory? Where is the cup? Where are the vessels of libation? Where is the fire sent down from above? Have you left everything, and hold only the pipes? Do you see that the Jews play rather than serve (God)? But if we reproach them for their iniquity, how much more do we reproach you for associating with the wicked; (we reproach) not only those who flee there, but also those who could hold them, and do not want to. Don't say to me, "What do I have to do with him? He is a stranger and stranger to me." As long as he is faithful, communes of the same mysteries with you, and goes to the same church, until then he is closer to you and brothers, and acquaintances, and relatives, and everyone in general. Consequently, how are not only those who steal, but also those who could hinder them and did not hinder them, are subjected to the same punishment; In the same way, not only the wicked themselves are punished equally, but also those who could have turned them away from impiety, but did not want to because of negligence or carelessness. And he who buried the talent returned it to his master in one piece; but since he did not multiply it, he was punished. And you, even if you yourself remain pure and blameless, but do not increase your talent, and do not turn your perishing brother to salvation, then you will suffer the same fate as (the slave). Do I demand much of you, beloved? Let each one of you turn one of the brethren to salvation, let him take care of it, let him work so that we may come to the next assembly with great boldness, bringing gifts to God, the most precious gifts, returning (to Him) the souls of those who have gone astray. Even if we have to suffer offenses, receive blows, endure something else, we will do everything to return them. After all, we endure stubbornness, insults and abuse from the sick, we are not grieved by offenses, but we desire only one thing, that the one who acts so recklessly be healthy. And the doctor often tears his clothes, but he does not stop treating him because of this. And if those who care for the bodies show so much diligence, how unseemly is it to indulge in carelessness when so many souls perish, and not to dare to endure any trouble when our limbs are rotting? That was not what Paul did; And how? Who, he said, is weary, and I am not weary? Whoever is offended, I do not liquefy (2 Cor. XI, 29)? Light this fire within you; and if you see your brother perishing, let him scold you, let him insult you, let him beat you, let him threaten to become your enemy, let him do anything else: endure everything with good humor, if only you may gain his salvation. Let him become your enemy, for God will be your friend, and will reward you with great blessings on that day. May God grant that through the prayers of the saints, even those who have gone astray may be converted to salvation, and that you may be successful in this fishing, and that those very blasphemers (Jews), having forsaken wickedness, may come to know Christ, Who was crucified for them, that we may all glorify with one heart and one mouth the God and Father of our Lord Jesus Christ, to whom be glory and dominion together with the Holy Spirit forever and ever. Amen.

FIFTH WORD.

1