«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

4 Сочинения Иннокентия. Т. 9. С. 108-110.

5 Св. Василий Великий. Ч. 4. С. 150

6 Иннокентий, архиепископ Херсонский. Т. 7. С. 79.

7 Иоанн Кассиан, С. 240.

8 Иннокентий Херсонский. Сочинения. Т. 1. С. 35.

9 Творения Св. Отцов. Т. 3. С. 205.

Глава VI

Способы влияния злых духов на людей

Разнообразие злоухищрений дьявольских. — Зависимость влияний дьявола на людей от них самих. — Тщеславие как дверь демонам в нашу душу. — Различные способы брания дьявола по описанию Исаака Сирина. — Учение св. Антония Великого о борьбе с демоном, и как демон узнает наши мысли. — Овладение душою и телом.

Горе живущим на земли, — слышал св. Тайнозритель Иоанн, — яко сниде дьявол, имея ярость великую, змий великий, змий древний, сатана, льстяй всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Ап. 12, 9-13). Итак, целое полчище злых духов окружает нас, следит за каждым нашим шагом, вмешивается во все наши занятия, чтобы к чему-нибудь примешать зло, хотя чем-нибудь обольстить нас. Св. Отцы Церкви и подвижники, богатые опытом духовной жизни, испытали сами и видели разнообразные злоухищрения дьявола к погибели душ человеческих. По их мнению, разнообразие способов влияния злых духов зависит от различия самих демонов. Св. Диадох, епископ Фитики, говорит: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некия темные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховныя страсти и в разнообразныя призрачныя мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатию». Подобного же мнения держится и св. Иоанн Кассиан. «Мы должны знать, — говорит он, — что не все демоны возбуждают все страсти в людях, но ко всякому пороку подстрекают известные духи, именно: иные побуждают услаждаться нечистою и скверною похотью (преобразовывая естественное в неестественное злоупотребление похотями), иные располагают к богохульству, иные к гневу и ярости, иные к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью; и всякий всевает в сердца человеческия ту страсть, какою сам преимущественно негодует; но не все вместе внушают свои пороки, а попеременно, смотря по тому, как благоприятствует время, место, приемлемость человека... Это ясно доказывается тем, что нельзя разжигаться похотью блуда и обольщаться суетою тщеславия; нельзя надмеваться духовною гордостью, и, вместе с унижением, предаваться плотскому чревобесию (объедению), нельзя разливаться в глупом смехе и раздражаться гневом, или предаваться скорби; необходимо каждому духу отдельно делать нападение на душу, так что, когда побежденный отходит, то уступает место другому духу, сильнее себя, нападать на нее, а если останется победителем, то предоставляет другому обольщать человека иным родом обольщения»1.

Уместен вопрос: могут ли демоны против воли овладевать нашей душой? Отвечает на него св. Кирилл Иерусалимский: «Душа свободна, и дьявол, хотя может подущать, но не имеет власти принуждать делать что-нибудь против воли»2, «Нечистые духи, — говорит св. Иоанн Кассиан, — не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами, и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них, как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых, и наконец, устрояющих в них жилища, как бы в предоставленном им владении»3. Из приведенных слов видно, что дьявол для того, чтобы овладеть нашей душой, должен прежде овладеть нашим умом. Как это происходит, отвечает преподобный Нил Сорский: «Помысл тщеславия всех многосложнее; он объемлет почти всю вселенную и, как коварный изменник прекраснаго города, отворяет врата души всем бесам»4. И действительно, посмотрите только с услаждением на свои добродетели как на плоды своих трудов и своих сил, и вы на деле увидите, с какою быстротою устремится в душу вашу все зло. Из самодовольства родится осуждение ближних и зависть к ним, а отсюда — уже недалек переход к стремлению вредить им делом, то есть нетрудно стать чадом дьявола, всю деятельность направляющего к погибли человека. Итак, вселение злого духа в человека имеет свои степени. Слова Евангелия: вошел сатана во Иуду (Лк. 22, 3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова, а лишь так, что злой дух подвигнул Иуду на предательство своего Учителя. Не один раз, быть может, пытался злой дух возмущать душу несчастного предателя, но только в данном случае имел успех. Св. евангелист Лука соединяет эти степени вселения сатаны в душу Иуды Искариота в единократное действие сатаны пред уходом предателя к членам синедриона с тем, чтобы условиться о времени предания Христа. А св. Иоанн Богослов различает эти степени и показывает постепенность вселения. Он говорит: «Чрез страсть сребролюбия сатана проник в душу ученика» (Ин. 12, 6), «потом полнее овладел его сердцем» (Ин. 13, 2) «и, наконец, решительно вселился в него» (Ин. 13,27).

Главная отличительная черта дьявольской брани — это приспособление. С необыкновенною хитростью и лукавством дьявол идет навстречу нашим желаниям и стремлениям, даже добрым и невинным, чтобы превратить их в орудие свое, направляя и их в худую сторону. Вот как говорит об этом св. Григорий Богослов: «Дьявол отовсюду пытает и все высматривает, где низложить, где уязвить, и найдет что незащищено и открыть для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Дьявол ненасытен, на все простирается, обольщает даже добрым и оканчивает лукавством5. Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он — или глубочайшая тьма (явное зло) или, если откроют его, тотчас превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра) и обольщает умы кроткой улыбкой, почему и нужна особенная осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью. Избегать порочной жизни могут и худые люди, потому что открытый порок для всех ненавистен, — хвалю же того, кто обличает коварного и невидимого врага»6. И в другом месте тот же святой Отец говорит: «Злобный враг для немощных смертных измыслил тысячи жал смерти, часто под благовидною личиною скрывая жалкую пагубу, чтобы уловить противоборствующаго; он так же готовит гибельный конец людям, которых уда в воде приносит смерть рыбам»7. О способах влияния злых духов на людей говорит св. Иоанн Кассиан так: «Злой дух может входить во общение с душой человеческой и сокровенно влиять на нее, внушая ей, что ему желательно... Бесноватые, когда охвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не хотят, или бывают вынуждены произносить то, чего не знают. Известно, что люди неодинаково терпят влияние духов, ибо некоторые так бывают овладеваемы, что нисколько не сознают того, что делают или говорят, а некоторые сознают и после вспоминают. О таком влиянии нечистого духа нельзя думать, чтобы он, проникая в самое существо души, как бы соединившись с нею и, некоторым образом, как бы облекшись ей, произносил слова и речи устами страдальца. Этого нет, но происходит влияние не чрез какое-либо умаление души, а чрез ослабление человека, когда в тех членах, в которых заключается сила души, нечистый дух, заседая и налагая на них чрезмерную тяжесть, невыносимую, умственныя способности ее покрывает густейшим мраком и прерывает чувства... Чтобы блаженному человеку дьявол не постарался причинить это, получив от Бога власть над его плотью, Господь запретил ему, говоря: "Вот предаю его в твои руки, только душу его сбереги" (Иов. 2, 6), то есть, не делай его безумным, расслабив жилище души, овладев рассудком, или повредив орган разума, посредством котораго ему (Иову) необходимо противиться тебе; своею тяжестью не подавляй рассудка и мудрости противящегося»8. «Дьявол завладеть нами всецело не может никакими способами; если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления», — пишет св. ап. Иаков (4, 7). Тот только, кто не противится влиянию духов злобы, подпадает под власть дьявола, и в этих случаях мы одни виноваты, ибо поддаемся добровольно соблазнам и греху: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19).

Брань с нами злые духи ведут непрестанно, разнообразя ее всякими способами, с необыкновенною хитростью и лукавством. Главное, что наблюдается при этой брани, это постепенность, чтобы для нас был незаметен подход зла; начав с малого, злые духи переходят к великому влиянию на нас. Различные способы брани, какую дьявол ведет с шествующим узким путем, хорошо описан у св. Исаака Сирина. Он говорит: «У сопротивника нашего дьявола есть обычай со вступающими в подвиг (нет речи о тех, которые не стремятся ко спасению, а сами отдаются в руки и власть врагу)... хитро уразноображивать борьбу свою; употребляя против них разные оружия и соображаясь с намерением лица, изменяет он способ своего ратоборства. На тех, которые ленивы произволением и немощны помыслами, на тех обращает особое внимание и с самого начала сильно нападает на них, так что выставляет против них твердые и сильные искушения, чтобы в начале пути заставить их изведать все способы лукавства его, — чтобы с первого подвига объяла их боязнь, путь показался бы им жестоким и непроходным, и сказали бы они так: «Если начало пути так тяжело и трудно, то может ли кто выдержать до самого конца многие предстоящие на нем нападения? И с этого времени не могут они уже снова восставать, или идти вперед, и даже видеть что-либо иное... И недолго ведет дьявол с ними жестокую брань свою, чтобы обратить их таким образом в бегство (с пути к Царствию Небесному). Это первый способ дьявольский браней.