«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Приманкой телесного удовольствия дьявол неприметно привлекает нас ко злу, воюя с нами посредством всех членов наших. Св. Диадох говорит: «Злые духи нападают на телесные чувства и в них гнездятся, удобно действуя чрез подручную им плоть на тех, кои еще младенчествуют душой. Чувства же плотские охотно увлекаются сластолюбивыми склонностями». Этим последним способом влияния злых духов на людей объясняется то, что нередко действие злого духа сходно бывает с болезнью естественною. Так, из Евангельского сказания известно, что скорченная женщина имела духа немощи, и о сей-то женщине Христос сказал, что сатана связал ее 18 лет (Лк. 13,1-16). Она не была бесноватою в собственном смысле, но болезнь ее происходила от духа нечистого. Св. Василий Великий говорит: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так и несообразно в нем одном полагать всю надежду»16. Не раз приходилось и мне во время чтения заклинательных молитв наблюдать различные действия духов на людей. Напрасно некоторые скептики говорят, что больные подобного рода притворно — больны; ибо во-первых, в числе больных много детей, которых заподозрить в притворстве было бы бессмысленно, а во-вторых, здоровый не станет с собою проделывать того, что делают эти несчастные, то есть биться, падать на пол, разрывать на себе одеяние и совершенно обнажаться, ругаться, а главное— говорить то, что им не может быть известным, а по проверке оказывается действительностью. Не станет здоровый изрекать хулу на святые предметы, не будет бояться святых Тайн и кричать, что от них жжет. Внимательное наблюдение над этими несчастными и их действиями всего лучше может свидетельствовать о том, что причиной этих страданий является воздействие на них духа злобы. Тем, которые удивляются, что бесноватые проявляются преимущественно из темного народа, следует вспомнить, что интеллигенты обращаются в болезнях за помощью не к Богу, а к врачу и слывут истеричными, а не бесноватыми.

1 Добротолюбие. Т. 2. С. 58.

2 Творения Кирилла Иерусалимского. С. 82.

3 Иоанн Кассиан. Т. 2. С. 111

4 Христианские чтения. № 27,1821.

5 Добротолюбие. Ч. 3. С. 185

6 См. Славянское Добротолюбие.

7 Там же.

8 Добротолюбие. Т. 2. С. 287-288.

9 Подвижническое слово Исаака Сирианина в русском переводе. Слово 60. С. 392-393.

10 Там же. С. 399.

11 Там же. С. 400-401.

12 Иеромонах Агапит. Жизнь преподобного Антония в его письменном и устном наставлении. М.,1865. С. 30-34.

13 О грехе и его последствиях. Харьков, 1883. С. 171.