«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Блаженный Августин в «Молитвенных воздыханиях души к Богу» писал так: «К ногам величия Твоего, Вечный Судия, приношу жалобу на врага моего: осуди его и спаси меня. Хитер и лукав враг сей, ибо не только в делах плотских, удобно распознаваемых, и не только в пороках, но даже и в духовных упражнениях скрывает он тонкие сети, самые пороки облекает в наружность добродетели и преображается в ангела светла»1. Справедливость означенных слов св. Отца подтверждается всею жизнью св. Божиих угодников, изложенной в Четьи-Минеях и в сказаниях, из которых мы и приводим некоторые случаи искушения людей от дьявола.

1. В одну ночь преподобный Пахомий Великий и блаженный Федор, идя по обители своей, оба вместе увидали издали беса в образе прекрасной женщины, окруженного множеством слуг. Пахомий начал молиться Богу. А бес, в образе женщины, подходя сказал: «Зачем напрасно трудишься, ибо ничего не можешь сделать, так как я от Бога принял власть искушать, когда хочу». Тогда св. Пахомий спросил беса: «Кто ты, откуда идешь и кого искушать хочешь». Кажущаяся женщина отвечала: «Я — сила дьявольская, и все полчище бесов служит мне; я отлучила Иуду от лика апостольского, имею власть и против тебя, Пахомий». Св. Пахомий просил: «Меня ли одного пришла искушать сила дьявольская, или и прочих?» — «И тебя, и всех подобных», — отвечал демон2.

2. Преподобному епископу Нифонту было открыто, как бесы, ходя между людьми, склоняют их к разным грехам: осуждению, клевете, брани и причиняют разные скорби. Так, однажды Нифонт видел одного человека, делающего свое дело, и вот вдруг приходит к тому человеку бес и начинает шептать ему на ухо; неподалеку был другой человек, тоже занимавшийся своею работой, бес и тому пошептал на ухо, и вот они оба, оставив свою работу, стали ссориться. Блаженный, встав, сказал: «О лесть бесовская, как ты сеешь вражду между людьми!» В другое время на блаженного напал бес тщеславный, говоря: «С сего времени ты будешь творить чудеса, и по всей земле прославится твое имя, ибо ты угодил Богу». Блаженный сказал бесу: «Подожди, я совершу пред тобою чудо». Увидя пред собой камень, преподобный сказал: «Тебе говорю, камень, иди отсюда и перенесись в другое место», — но камень лежал неподвижно. Тогда святой сказал бесу: «Вот твой дар», — и плюнул дьяволу в лицо. Затем помолился Богу, и дьявол исчез. Видел преподобный еще одного человека, за которым шел дьявол и влагал в него хульные помыслы. Блаженный сказал лукавому духу: «Перестань, дьявол, надоедать рабом Божиим. Какая тебе польза в том, если его душа пойдет на погибель?» Бес отвечал: «Никакой пользы нам нет из сего, но мы имеем такое повеление от царя своего и князей, чтобы мы боролись с людьми; если же князья найдут нас неборющимися, то жестоко бьют нас за это»3.

3. Однажды бес, пришедши ночью в келью преподобного Макария Александрийского, сказал ему: «Встань, авва Макарий, и пойдем в церковь к Богослужению». Макарий же, будучи исполнен благодати Божией, уразумел искушение дьявола и отвечал ему: «О, лжец и ненавистник добра. Какое может быть с тобою участие в Богослужении и что может быть у тебя общего с собором святых?» Дьявол сказал: «Разве ты не знаешь, Макарий, что без нас не бывает ни одной службы церковной и ни одного монашеского собрания; иди же и увидишь дела наши». Старец отвечал: «Да запретит тебе Господь», — и просил святой Бога открыть ему: правда ли все то, что говорит дьявол. Когда наступило время полуночного Богослужения, он пришел в церковь. И вот видит по всей церкви как бы неких малых отроков в образе эфиопов, быстро обходящих церковь и летающих. В монастыре том был обычай: один брат читал псалмы, а другие сидели и слушали, и вот рядом с каждым из братии сидели те эфиопы и подсмеивались над ними. Кому пальцами своими дотрагивались до глаз, тот сейчас начинали дремать; пред иными ходили в женском подобии, а пред другими делали нечто иное. И что представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас некой силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли стоять пред ними и даже пройти мимо. А у некоторых немощных братьев, невнимательных к молитве, насмехаясь сидели на шее и плечах. Преподобный Макарий, увидев сие, вздохнул от глубины сердца и сказал: «Воззри, Господи, и не смолчи; воскресни, Боже, дабы разошлись враги наша полна поругания». По окончании службы преподобный Макарий, призывая поодиночке каждого брата, спрашивал, о чем тот думал во время Богослужения, и каждый открывал свои помышления! Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес4.

4. Преподобный Марк, сидя однажды при дороге, увидел дьявола в образе человека, обвешанного какими-то сосудами и направлявшегося к близлежащему монастырю. Остановив беса, святой спросил его: «Куда идешь?» — «Да иду навестить братию», — был ответ. «А что за сосуды с тобой?» — спросил преподобный. «А это, — отвечал бес, — различные кушанья для монахов». — «Для чего же из так много с тобою?» — спросил Марк. «Да чтобы, если одно не понравится, так угостить другим. Один мой злой совет или внушение не примут, ну так другой, еще горший, предложу и, таким образом, кого-нибудь уловлю», — сказал дьявол и пошел своим путем. Преподобный же остался ожидать его возвращения. Дождавшись, спросил: «Ну, как твои дела?» — «Худы, — отвечал дьявол. — Почти все монахи не приняли меня и только один слушается». — «Как его имя?» — «Ферапонт», — отвечал дьявол и исчез. Марк отправился в монастырь, где действительно узнал, что Ферапонт одержим духом любодейства5.

5. Один подвижник, по имени Валент, долго живя в пустыне, много изнурял свою плоть, и считался великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстью самомнения, он стал мечтать, наконец, в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему. Дьявол, уверившись, что Валент совершенно предался обману, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему, окруженный сонмом демонов в образе Ангелов, с зажженными светильниками. И вот явился огненный круг, и в средине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе Ангела, подходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами, и Он пришел посетить тебя. Итак другого ничего не делай, а только, ставши вдали и увидев его, стоящего среди всего сонма, поклонись Ему, и потом иди в келью свою». Валент вышел и, увидев множество духов с светильниками, пал и поклонился лжехристу. Обольщенный, он до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении, ибо видел Христа». Тогда его окружающие, видя, что он впал в умоисступление, связали его цепями и в течение года вполне уврачевали его, истребив гордость его молитвами6.

6. В образе Христа дьявол искушал однажды преподобного Исаакия Печерского, семь лет подвизавшегося в затворе, не видя никого. И однажды, когда он, при наступлении ночи, утрудившись от пения псалтири, потушил свечуи сидел в своем месте, видит в пещере необычайный свет, и ему предстали два беса в образе двух юношей, сказав: «Мы Ангелы, а вот грядет к тебе Христос». Не остерегся Исаак от губительного помысла видеть Христа и не победил его смиренной молитвой. Не оградив себя крестным знамением, он поклонился бесу, явившемуся в образе Христа. Как только это совершилось, бесы радостно воскликнули: «Наш Исаак». Они начали кружиться возле преподобного, который на другой день был найден в беспамятстве и после этого несколько лет находился в душевном и телесном расслаблении7.

7. В образе Христа явился бес и преподобному Пахомию и сказал: «Радуйся, старец, столько мне угодивший. Я — Христос, и пришел к тебе, как другу своему». Изумился преподобный Пахомий и, смотря на привидение, начал рассуждать: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезает, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней; а я теперь смущаюсь, боюсь... Нет, это не Христос». Потом, оградив себя крестным знамением, с дерзновением сказал: «Отойди от меня, дух злобы. Будь проклято лукавство всех твоих начинаний». Мгновенно призрак исчез, и дом наполнился смрадом8.

8. «Вот что со мною было однажды, — говорит св. преподобный Феодосии Печерский, — я стоял в келии на молитве и пел обычные псалмы. Вдруг предо мною предстал черный пес, так что я не мог класть поклоны. Так как он долго стоял предо мною и мешал мне, то я хотел его ударить, но он стал невидим. Тогда объял меня страх и трепет, так что я хотел бежать с того места. Но Господь помог мне... Страх оставил меня, и я уже не боялся того, что являлось пред глазами моими»9.

9. Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля в отдаленное место пустыни. Он нашел себе для жительства пещеру и жил здесь, употребляя в пищу финики. Шесть лет он прожил здесь, никого не видя; но вот приходит к нему дьявол, в образе мирского человека, и начал рассматривать его с головы до ног. Инок спросил его: «Что ты так смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаешь меня? Я — сосед твоего отца», — и назвал имя отца и матери, и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; перед смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя. Не медли, пойди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но дьявол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его... Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых, и вот сам отец выходит к нему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келью, а сказал, что этому причиной была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам10.

10. Св. Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин, и с юных лет вступил в Печорскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно, подвергся в затворе искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела света, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению ветхозаветных книг, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и чрез то приобретать себе суетную славу. Никто не был с состоянии состязаться с ним в знании книг ветхозаветных. Совокупные молитвы отцов Печерских освободили несчастного инока от обаяний искусителя11.

11. Один из Фиваидских старцев рассказывал о себе, что он, сын жреца идольского, в детском возрасте был во храме и видел отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды после того, как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел сатану. Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло пред ним. И вот приходит к нему один из князей бесовских и кланяется ему. Сатана спросил его: «Откуда ты?» Князь отвечал: «Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие, и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты это?» тот отвечал: «В тридцать дней». Сатана велел его бить бичами. И вот другой пришел. Сатана спросил: «Откуда ты?» Демон отвечал: «Я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей». Сатана спросил: «Во сколько времени ты сделал это?» Демон отвечал: «В двадцать дней». И этот был бит за медлительность. Но вот явился демон, говоря: «Я из пустыни... Уже сорок лет борюсь я с одним из монахов, и едва одержал над ним победу, повергнув его в грех». Сатана, услышав это, сказал: «Ты совершил великое и славное дело». Увидев и услышав это, сын жреца сказал себе: «Чин иноческий, должно быть, много значит у Бога». Он принял христианство и вступил в монашество12.

12. Святый мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. Мученик изгнал беса, пожелал своими очами видеть изгнанного. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Св. Мученик спросил беса: «Кто послал тебя в отроковицу?» Бес отвечал: «Отец; начальник всякой злобы, сидящий в аде». На вопрос Трифона: «Кто дал тебе такую власть?» — бес отвечал: «Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию, наносим легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и пр. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они — друзья наши, и одна их с нами участь будет»13.

Подобные рассказы встречаются чуть ли не на каждой странице житий святых... Но и приведенных достаточно для доказательства того, как демоны уловляют чрез разные злоухищрения души человеческие в пагубу. Считаем уместным привести здесь один рассказ из обыденной жизни в подтверждение того, что злые духи имеют сильное влияние на судьбу людей. Рассказ этот принадлежит священнику о. Аркадию Левашеву и помещен был в «Руководстве для сельских пастырей» за 1875 год. Рассказ ведется от имени почтенного пастыря Церкви.