«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

7. В образе Христа явился бес и преподобному Пахомию и сказал: «Радуйся, старец, столько мне угодивший. Я — Христос, и пришел к тебе, как другу своему». Изумился преподобный Пахомий и, смотря на привидение, начал рассуждать: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезает, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней; а я теперь смущаюсь, боюсь... Нет, это не Христос». Потом, оградив себя крестным знамением, с дерзновением сказал: «Отойди от меня, дух злобы. Будь проклято лукавство всех твоих начинаний». Мгновенно призрак исчез, и дом наполнился смрадом8.

8. «Вот что со мною было однажды, — говорит св. преподобный Феодосии Печерский, — я стоял в келии на молитве и пел обычные псалмы. Вдруг предо мною предстал черный пес, так что я не мог класть поклоны. Так как он долго стоял предо мною и мешал мне, то я хотел его ударить, но он стал невидим. Тогда объял меня страх и трепет, так что я хотел бежать с того места. Но Господь помог мне... Страх оставил меня, и я уже не боялся того, что являлось пред глазами моими»9.

9. Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля в отдаленное место пустыни. Он нашел себе для жительства пещеру и жил здесь, употребляя в пищу финики. Шесть лет он прожил здесь, никого не видя; но вот приходит к нему дьявол, в образе мирского человека, и начал рассматривать его с головы до ног. Инок спросил его: «Что ты так смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаешь меня? Я — сосед твоего отца», — и назвал имя отца и матери, и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; перед смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя. Не медли, пойди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но дьявол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его... Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых, и вот сам отец выходит к нему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келью, а сказал, что этому причиной была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам10.

10. Св. Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин, и с юных лет вступил в Печорскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно, подвергся в затворе искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела света, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению ветхозаветных книг, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и чрез то приобретать себе суетную славу. Никто не был с состоянии состязаться с ним в знании книг ветхозаветных. Совокупные молитвы отцов Печерских освободили несчастного инока от обаяний искусителя11.

11. Один из Фиваидских старцев рассказывал о себе, что он, сын жреца идольского, в детском возрасте был во храме и видел отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды после того, как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел сатану. Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло пред ним. И вот приходит к нему один из князей бесовских и кланяется ему. Сатана спросил его: «Откуда ты?» Князь отвечал: «Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие, и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты это?» тот отвечал: «В тридцать дней». Сатана велел его бить бичами. И вот другой пришел. Сатана спросил: «Откуда ты?» Демон отвечал: «Я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей». Сатана спросил: «Во сколько времени ты сделал это?» Демон отвечал: «В двадцать дней». И этот был бит за медлительность. Но вот явился демон, говоря: «Я из пустыни... Уже сорок лет борюсь я с одним из монахов, и едва одержал над ним победу, повергнув его в грех». Сатана, услышав это, сказал: «Ты совершил великое и славное дело». Увидев и услышав это, сын жреца сказал себе: «Чин иноческий, должно быть, много значит у Бога». Он принял христианство и вступил в монашество12.

12. Святый мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. Мученик изгнал беса, пожелал своими очами видеть изгнанного. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Св. Мученик спросил беса: «Кто послал тебя в отроковицу?» Бес отвечал: «Отец; начальник всякой злобы, сидящий в аде». На вопрос Трифона: «Кто дал тебе такую власть?» — бес отвечал: «Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию, наносим легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и пр. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они — друзья наши, и одна их с нами участь будет»13.

Подобные рассказы встречаются чуть ли не на каждой странице житий святых... Но и приведенных достаточно для доказательства того, как демоны уловляют чрез разные злоухищрения души человеческие в пагубу. Считаем уместным привести здесь один рассказ из обыденной жизни в подтверждение того, что злые духи имеют сильное влияние на судьбу людей. Рассказ этот принадлежит священнику о. Аркадию Левашеву и помещен был в «Руководстве для сельских пастырей» за 1875 год. Рассказ ведется от имени почтенного пастыря Церкви.

«В вечер Великой Субботы 1875 года является ко мне в дом гость — высокий мужчина, весь покрытый хлопьями мокрого снега... Это был знакомый мне человек, старший меня десятью годами... Бывало, он часто употреблял слова "черти-дьяволы", и вот они явились к его услугам. Образ или способ, которым влиял бес на моего знакомого, был поистине изумительный. Бес незримо ни для кого, но слышимо для больного, ясно и отчетливо говорит ему. Тоны голоса он меняет: иногда говорит страшно угрожающим тоном, иногда ласково. Но как бы и о чем бы он ни говорил, его слова всегда оставляют в душе моего знакомого страх и уныние. Ни днем, ни ночью бес не дает ему покоя своими речами, переходящими иногда в крик. Больной старается заглушить бесовский голос молитвой, пением церковных песней, но бес во все вмешивается и молитвы не приносят успокоения несчастному.

Преследуя свою жертву, бесы достигли, наконец, того, что расстроили рассудок моего знакомого, который и был помещен в больницу.

В 25 верстах от К-ва есть село Княжева Пустынь, куда православные ходили для исповеди к опытному духовнику... Дорога туда глухая, проселочная... Дело было ночью. Мой знакомый не убоялся ни темной ночи, ни лесов дремучих, и из больницы прямо направил путь свой в Княжеву Пустынь. Страшный оглушительный бесовский крик сопровождал его: "Куда пошел? Не ходи... попа дома нет". Оказалось, что, действительно, священника дома не было, и мой знакомый, не удовлетворив своей потребности, пошел домой. Дорогой встречается с ним промотавшийся полковник, с которым он вместе лежал в больнице, и который в больнице же остался, когда тот убежал оттуда. Завязался разговор. — Пойдем выпьем: здесь кабачок есть, — обратился полковник к моему знакомому.

— Пожалуй, зайдем, — отвечал тот.

"Пошли мы с полковником, — рассказывает мой знакомый, — пришли в кабак, целовальник стоит за прилавком, виднеются штофы, полуштофы.

— Подай нам полштоф водки, — говорит полковник целовальнику.

Водка подана. Полковник налил мне стакан. Я выпил, а от другого отказался.