«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Ответа не последовало.
Напиши, кто ты такой? Если тебя молитва устрашает и не позволяет писать, значит, ты никто другой, как тот, кто искушал Бога в пустыне?"
И на этот вопрос ответа не было.
Тогда я сказал: "Именем Бога Всемогущаго требую: напиши, кто ты?.."
Карандаш начал наклоняться к бумаге и медленно написал: "Да, я тот, кто искушал Бога в пустыне". Это неожиданное открытие так меня поразило, что я вскочил из-за стола и бросил карандаш. Жена спросила: "Что такое случилось?"
Я сказал ей, кто писал нам карандашом, который опять тут же взял и требовал написать: "Кто именно производил стуки в стол, приводил его в движение и отвечал на вопросы?"
Карандаш написал: "Я, злой дух"»11
В другой раз Русков задал такой вопрос: «Кто производит разные явления на земле, которые некоторые люди называют спиритическими, как-то: поднятие столов, явление рук и прочее» И после долгих упрашиваний «отпусти», карандаш написал: «Дьявол». — «Для чего производит эти явления?» — и карандаш опять написал: «Для искушения людей, я простираю свои дела на весь мир для погубления рода человеческого»12.
«Из всего мною испытанного, — так заканчивает свою исповедь П. Русков, — и здесь по чистой совести описанного видно, что спиритические явления производятся не душами умерших и не какой-либо неизвестной силой природы, как пишут некоторые и утверждают, а дьяволом, который во время моих занятий спиритизмом сам написал, что, называясь ложно именами наших родных и знакомых, он завлекает нас в свои сети для того, чтобы погубить нас»13
Безусловная верность этого подтверждается тем, что молитва "Да воскреснет Бог" два раза моментально останавливала пишущий злым духом карандаш, а принятые Св. Тайны три дня не допускали злого духа приступить ко мне».
Итак, в виду бесовского обольщения, христианину лучше не желать и не искать никаких видений. Гораздо безопаснее и спасительнее стремиться к блаженству невидящих, но верующих (Ин. 20, 29), помня слова Премудрого сына Сирахова: «Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе того, что сокрыто» (Сир. 3, 21-23).
1 Четьи-Минеи. Октябрь. Творения св. Григория Богослова. Ч. 2. С. 201-216.
2 Письма Иоанна Кассиана. С. 316.
3 Памятники древнего христианства письм, приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 91
4 Иоанн Дамаскин. Кн. 2. С. 59.
5 «Спиритизм пред судом христианства». А. Надеждина. С. 100.
6 Св. Афанасий Александрийский. Там же. С. 101.
7 Там же. С. 104.
8 «Вера и Разум». 1886. 1 ч.
9 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 5.
10 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 8-12.