«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О том, что крестное знамение отгоняет дьявола, сознался демон волхву Киприану, по поручению которого он думал одолеть девицу Иустину, но не успел в этом. На вопрос Киприана: «Скажи мне, каким оружием она сопротивляется», тот отвечал: «Не можем зреть на знамение крестное, но бежим от него»47.

9) Покаяние и причащение. — Св. Ефрем Сирии говорит: «Блаженны те, которые, попавши в сети врага, успели разорвать его путы и скрылись, бежав от него, как рыба, спасшаяся от мрежи. Рыба, пока в воде, если, будучи поймана, порвет сеть и скроется в глубину, то спасается; а когда извлечена на сушу, то не может уже помочь себе. Так и мы, пока еще в этой жизни имеем от Бога власть разорвать на себе узы вражеской воли и Покаянием свергнуть с себя бремя грехов и спастись. А если застигнет нас страшное оное повеление и душа выйдет, и тело придано будет земле, то не в силах уже мы помочь себе, как и рыба, извлеченная из воды и заключенная в сосуд, не может уже оказать себе помощи»48. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «От нас зависит пребывать в добродетели и повиноваться Богу, призывающему нас к оной, или удаляться от добродетели, то есть жить порочно и следовать дьяволу, который нас не против воли нашей влечет к пороку. Покаяние — это возвращение от дьявола к Богу»49. Иноки Каллист и Игнатий говорят: «Иоанн Вострский, муж святой и власть имеющий над духами нечистыми, спросил бесов, живших в некоторых отроковицах бесноватых и злодействовавших в них, говоря: «Каких вещей боитесь в христианах?» Те ответили: «Вы воистину имеете три великия вещи (отгоняющия бесов): первая — та, что вы носите на шее вашей; вторая — то, что омываетесь вы в Церкви; третья — та, что вкушаете вы в собрании». Тогда он спросил их: «Из сих трех чего боитесь больше вы?» Они ответили: «Если бы вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не возмог бы оскорбить христианина». Эти вещи, коих боятся наши неистовые враги паче всего — суть: Крест, Крещение и Причащение»50. Действительно, что может быть большим доказательством веры в Спасителя, как исполнение Им завещанного общения с Ним через Причащение, и что есть большая заслуга, как искреннее покаяние перед Богом? Мы, люди, и то не можем устоять в гневе на кающегося нам в проступках своих против нас человека. Мы и то всегда готовы простить искренно кающегося; разве это не доказательство, что есть спасение в искреннем покаянии?.. Итак, спасение душ наших от рабства загробного дьяволу заключается в общении с Христом Спасителем нашим, по завещанной Им нам на Тайной Вечери заповеди, и в искреннем покаянии Ему в грехах наших, при старании не повторять уже то, что сознано нами грехом; только в этом последнем случае мы можем доказать искренность покаяния. Покаяние-это выражение познания греха своего, а раз узнал человек, что есть грех его, разве он повторит этот грех, если он в нем искренно покаялся? А коль повторит, значит, не искренно было его покаяние.

10)Заклинание. — По определению св. Григория Богослова, «заклинание — есть изгнание демонов». Св. Иустин Мученик говорит: «Мы, верующие в Распятого Иисуса Господа Нашего, заклинаем всех демонов и злых духов и держим их в нашей власти»51. И еще: «Всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем Сына Божия»52. Действительно, заклинание оказывается сильным оружием христиан против дьявола, что могу подтвердить и я, читающий заклинательные молитвы в Симоновом монастыре: многие из приходивших в этот монастырь к заклинательным молитвам получили исцеление. Часто получают исцеление такие больные, которые признаны врачами безнадежными к выздоровлению. Были случаи, что больные, одержимые бесами, во время мучений своих просили, чтобы их свезли к чудотворной иконе Казанской Божией Матери в уверенности, что там они получат исцеление. Когда исполняли их просьбу и привозили их в Симонов монастырь, то они получали исцеление. Да и где искать больше исцелений, как не в Храме Божием, где собраны люди во Имя Господа?.. К кому больше прибегать за помощью, как не к Господу Богу и Святым Его, к Матери Божией?.. Кто кроме Господа может исцелить нас от грехов наших, кто кроме Господа может уврачевать нашу душу, какие врачи телесные могут излечить эти язвы человеческие? Исцеляет Господь по благости Своей душевной болезни, с которыми связаны телесные муки, прощением грехов, породивших сии муки. Правда, не всегда тотчас исцеляются больные, и это потому, что иногда Господь наказывает людей, видя неискренность их обращения к Нему, а вместе с наказанием учит терпению. Главной причиной Божиих наказаний служит недостаток в нас веры. Оттого-то и не получают неверующие долго исцеления, что Господь желает нас испытать и научить вере, создавая пример другим. Св. Иоанн Златоуст говорит при объяснении евангельского рассказа о том, почему Господь не сразу исцелил дочь жены Хананеянки: «Хананеи — тот народ, который извратил в самых основаниях законы природы, который был изгнан для того, чтобы не развратил Иудеев, — теперь больше Иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу, а Иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя; и так, пришед к Иисусу, жена (Хананеянка) одно только говорит: "Помилуй мя". Но он не отвечает ей ни слова. Что может значить этот необыкновенный поступок Христа? Иудеев и неблагодарных водит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знает ни закона, ни Пророков и, между тем, показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок столь несогласный с молвой о Нем?.. Но она не соблазнилась. Самые ученики тронулись несчастием жены, возмутились и опечалились и, смутившись, не смели сказать Ему: "Окажи ей милость", — но только просили отпустить ее. Христос же ответствует: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева..." Довольно было и одного молчания, чтобы привести Хананеянку в отчаяние, тем более мог повергнуть в оное ответ Христа. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (апостолов) и слыша, что прошение ее не может быть исполнено, можно было потерять всю надежду, однако же жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, ибо апостолы сказали: "Кричит за нами", а теперь, когда (по причине безнадежности) надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: "Господи, помоги мне". Что же Христос? Он еще больше умножает ее недоумение, говоря: "Не хорошо взять хлеб у детей и бросить его псам". (Мф. 15-20). Удостоив ее ответа, Господь еще более ее поразил, чем молчанием... Он уже не овцами называет Иудеев, а чадами, а ее псом. Но жена в самых словах Его находит себе защиту. Со смирением говорит она в ответ Христу: "Если я пес, то значит, не чужая". Этими словами жена любомудрствует, доказывает терпение и веру, несмотря на свое унижение. "Я знаю, говорит она, что чадам необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Ежели мне вовсе нельзя пользоваться пищей, то нельзя ли участвовать и в крохах? Ежели же я могу иметь хотя малое участие в оной, то мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу". Посему Христос и медлил оказать ей помощь, ибо знал, что она скажет это. (А желательно было, для примера смирения и веры.) Для того и отказывался даровать ей тотчас просимое, чтобы показать любомудрие: Он хотел проявить столь великую добродетель жены, и то, что говорил ей, говорил не для того, чтобы укорить ее, но чтобы призвать к Себе, открыть сокрытое сокровище (веры), чтобы познали все с верой и смиренномудрие ее. Господь назвал Иудеев чадами; а жена не удовольствовалась сим (по смирению своему), она назвала их господами. Христос говорил: "Не хорошо", а она ответила: "Так, Господи". Он назвал ее псом, а она себе приписывала свойства пса... На это Христос воскликнул: "О женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему", — то есть вера твоя может сделать и больше сего, но да будет тебе по желанию твоему! И исцелилась дочь ее»53.

1Толкования Феофана Затворника на послание к Колосянам.

2 Там же. С. 26.

3 Беседы на Евангелие от Матфея Пер. Ч. 2. С. 270.

4 Добротолюбие. Ч. 1. С. 343.

5 Сретает — встречает

6 Добротолюбие. 4.1. С. 272-273

7 Там же. С. 238-239

8 Добротолюбие, Т. 3. С. 97.

9 Там же. Т. 4. С. 65

10 См. Добротолюбие.