Моя жизнь во Христе. Т. 1,2

Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается.

948

Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех.

949

Согрешил ли я — Господь очищение мое; уныл ли, мрачен после греха, от оскорблений врага — Господь уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, славя Тебе! (Сый, т. е. Сущий)

950

Дух Святый, подобно воздуху, все наполняет и все проникает: везде сый и вся исполняяй. Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа святого и молится Духом Святым.

951

Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [Мф. 18, 20]. Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, что там, где двое или трое собрались во имя Христово, — Церковь, единение веры и любви, там взаимная любовь. О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [Иоан. 13, 35].

952

Душе истины, т. е. всего мыслимого истинно. Все мысли истинные — дыхание Духа Святого. Истина так проста, легка и удобна и животворна для человека, как мысль, как дыхание.

953

Верь и уповай, что как легко тебе дышать воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получать от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье.

954

Тебе, пастырю людей, Господь дал увидеть, как лют волк мысленный, для того, между прочим, чтобы ты и сам всеусиленно спасался от его когтей и пасти и спасал врученных тебе Богом овец. Отселе начни же поучать их с особенною силою, по подобию, как Господь учил, и показывай им, как ловит их непрестанно мысленный этот волк и чрез что он ловит, как льстит нашей чувственности, чтобы тем удобнее и охотнее мы грешили, как многие не понимают его льщения, как охотно служат ему, напр., в чревоугодии, объедении, пьянстве, блуде и прелюбодеянии, в сребролюбии, гордости, тщеславии, злобе, зависти, в кощунстве, лености, сквернословии, пустословии, смехе, страсти к нарядам, к пляске, в страсти к театру, к картам и проч.

955

О нарядной, чистой одежде телесной все хлопочем, стараемся все принарядиться со вкусом и изяществом, а об одежде нетленной, которая вся осквернена грехами и в которой всем подобает явиться к Судии-Богу, кто помышляет? Кто измывает ее слезами покаяния, делами милосердия, украшает постом, молитвою, бдением, богомыслием?

956

Во вся дни наша возвеселихомся, и возрадовахомся за дни, в няже видехом злая [Пс. 89, 14, 15]. Милосердый Господь, наказав нас, потом милует нас милостью временною и вечною. Долго иной больной мучится болезнью, как от злого тирана, но зато в этой болезни душа как злато очищается, и человек тот получает свободу чад Божиих и удостаивается вечного покоя и блаженства.

957

Без искушения и железо обыкновенное кажется сталью, и латунь и жесть серебром, или смешанное серебро чистым серебром, и бронза золотом, или смесь золота с землею чистым золотом и обыкновенное стекло алмазом, но испытание показывает настоящее их достоинство. Так и с людьми бывает. По виду многие кажутся кроткими и смиренными, милостивыми, добрыми, простыми, целомудренными, верующими и проч., а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и нечисты, скупы, жадны, завистливы, злопамятны, ленивы и проч. Искушения же бывают чрез лишения и потери, скорби, болезни, бесчестие, и выдержавший искушение надежен для Царствия Божия, а не выдержавший ненадежен, потому что в нем остается большая примесь зла.