Начало и конец нашего земного мира

Когда опять начальники иудейские удостоверились, что новое учение распространяется, то решились обратиться к насильственным мерам против апостолов и замышляли всех их умертвить. Но замысел не удался благодаря вмешательству уважаемого законоучителя Гамалиила.

Он напомнил синедриону о прежде являвшихся лжемессиях и предложил оставить апостолов в покое, так как, говорил он, «Если это дело человеческое, то оно само собою уничтожится; если же Божественное, то никто не может его разрушить».

Голос благоразумия восторжествовал только отчасти, ибо апостолов все-таки подвергли публичному бичеванию и отпустили, запретив говорить о Имени Иисуса.

Против необычайной силы проповеди апостольской некоторые законоучители стали выставлять мудрость греческой философии, приверженцами которой сделались многие из иудеев, в тщетной надежде сблизить отвлеченное учение языческой философии с Моисеевым законом.

Будучи побеждаемы христианами и на этом поприще, в особенности Стефаном, одним из семи дьяконов, законники озлобились на Стефана и обвинили в хуле на закон Моисеев.

Стефан на суде сказал речь в защиту христианского учения, обличил иудеев в несохранении закона, в убиении пророков и истинного Мессии, о Котором предвозвестил Моисей.

Члены синедриона, недослушав речи Стефана, единодушно устремились на него, вывели за город и побили камнями, не испросив даже разрешения у римского правителя Иудеи.

Это событие относится к 37 году по Р.Х. С этого времени началось открытое гонение, следствием которого было рассеяние христиан из Иерусалима по всей Иудее и соседним областям.

В этом гонении принимал деятельное участие и Савл, будущий благовестник языков.

Оставались в Иерусалиме одни апостолы, все еще продолжавшие простирать слово к упорному и мятежному народу. До 45 года по Р.Х. они постоянно находились в Иерусалиме, устраивая здесь церковь и, по временам, распространяя христианство в окрестностях его. Наконец, наступило для них, по воле Божией, время оставить Иерусалим и отправиться на проповедь в другие страны мира, где люди жаждали услышать слово спасения, столь нагло отвергаемое огромным большинством иудеев.

Некоторая часть палестинских иудеев из простого народа, верования которого в Мессию извращаемы были книжниками и фарисеями, чрез проповедь апостолов присоединились к христианской Церкви. Партия же ревнителей всемирного господства иудеев и отечественной религии, которой сами не понимали, решилась во что бы то ни стало отстаивать старые убеждения и оберегать старый порядок.

Иерусалимская Церковь подверглась тогда опасности быть истребленной, но благодаря чудесному обращению Павла, а также строгости римской власти оставалась в безопасности. В сороковых годах новый правитель Иудеи Ирод Агриппа принес в жертву кровожадности иудеев Апостола Иакова Заведеева и, готовясь поступить так же с Апостолом Петром, заключил его в темницу. Этот тиран намеревался после праздника Пасхи осудить Петра на смерть, угождения ради иудеям.

Ангел Господень ночью освободил Петра от оков и вывел его из темницы. Это было в 44 году по Р.Х.

С этого времени Петр навсегда оставляет Иерусалим, чтобы покорить Христу Римскую монархию. Вслед за ним оставляют Иерусалим и прочие апостолы, чтобы благовестить спасение по всей земле. Оставался еще временно, до успения Пречистой Девы Богородицы, возлюбленный ученик Христа Иоанн Богослов и Св. Апостол Иаков Праведный, управляющий Церковью в качестве первого Иерусалимского епископа. Спустя восемь лет после Успения Богоматери появился в Иерусалиме Апостол Павел с явным намерением пострадать за Христа. Иудейская власть восстала на него с такой яростью, что хотела растерзать, если бы римская стража не успела выхватить его из рук разъяренного народа. После этого, в продолжение двух лет, иудейские первосвященники безуспешно требуют его осуждения на смерть перед римскими правителями, пока апостол не был, наконец, по собственному желанию отправлен в Рим на суд кесаря. Это было в 60 году по Р.Х. Через два года после этого иудейские начальники, воспользовавшись тем, что новый римский правитель замедлил своим прибытием к месту назначения в Иудею, захватили верховную власть и употребили ее против христиан. Жертвой возникшего гонения был Св. Апостол Иаков Праведный. Он был побит камнями за то, что открыто, по вызову книжников и фарисеев, исповедал Иисуса Христа Богом. Мера долготерпения Божия исполнилась. Предсказанное Христом Спасителем новое избиение пророков Его совершилось. Приблизилось совершение заслуженной казни, казни более страшной, чем та, на которую обречен был развращенный род человеческий, отвергший увещания Ноя, и казни, которую понесли Содом и Гоморра за противоестественные грехи. Мятеж против Самого Бога заслуживал того, чтобы Бог оставил иудеев на произвол их собственных страстей. Эта высшая мера наказания, которая совершается путем революции и начинается ниспровержением законом установленных властей, разрушением общественной и частной собственности, гибелью людей от страха ожидания бедствий, всеобщим возбужденным состоянием, кровавыми подвигами политических фанатиков, захватом власти злодеями и людоедами. Так было внутри стен Иерусалима, во время осады его в 70 году по Р.Х. Того же следует ожидать и при кончине века.