Три защитительных слова против порицающих святые иконы

Как люди, приготовляющие изображения властелинов, согласно с человеческим обыкновением, и напечатлевают черты наружного вида их, и облекают в багряницу, чтобы с тем вместе обозначить царское их достоинство, и как [произведение такого рода] называется и изображением, и царем, так и человеческая природа, потому что она была приготовляема для начальствования над остальными предметами, создана наподобие некоторого одушевленного образа, участвующего со своим Первообразом и в достоинстве и в имени.

XII. Его же, из пятой главы той же самой книги.

Божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обусловливаемый каким-либо изяществом красок, но усматривается в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью. Однако ж, человеческие формы живописи почти переносят на картины при посредстве некоторых красок, накладывая на копию соответственные и приличные краски, чтобы красота первообраза была точно перенесена на подобие.

Толкование. Замечай, что божественная красота не блещет каким-либо наружным видом, обусловливаемым каким-либо изяществом красок, и поэтому не изображается. Человеческий же образ посредством красок переносится на картины. Если Сын Божий явился с видом человека, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Филип. 2, 7), то как, поэтому, не изображать Его? И если, согласно с обыкновением, изображение царя называется царем, и оказываемая изображению честь переходит на первообраз, как говорит божественный Василий, то почему изображение не будет предметом почитания и поклонения? Не как Бог, но как образ Бога — воплотившегося.

XIII. Его же, из слова, сказанного в Константинополе о Божестве Сына и Св. Духа и об Аврааме.

…После этого отец сперва обеими руками схватывает [связанного] узами сына. Я часто видел на картине изображение этого горестного дела и не проходил мимо этого зрелища без слез, так как искусство ясно выводит пред очи эту историю. Исаак лежит у самого жертвенника, с согнутым коленом и с обращенными [т. е. связанными] назади руками. А тот [т. е., отец] сзади наступивши сыну на сгибе у колена, привлекши к себе левою рукою его волосы, нагибается к жалобно смотрящему на него лицу и, вооруженный ножом в правой руке, устремляется к закланию. И острие ножа уже касается тела, и тогда ему слышится голос от Бога, отклоняющий это деяние.

XIV. Св. Иоанна Златоуста, из толкования на послание к Евреям.

…И прежде существовало некоторое изображение явившегося после: Мелхиседек [т. е. предызображал] Христа подобно тому как если бы кто-либо назвал тенью картины, нарисованной красками, предшествовавшее ей неясное ее изображение живописцем. Ибо поэтому закон называется тенью и благодать — истиною, делами же — то, что имеет быть; так что закон и Мелхиседек суть тень, предшествовавшая изображенной красками картине; благодать же и истина — картина, нарисованная красками; а дела — то, что имеет быть в будущем веке; так что Ветхий Завет есть образ образа и Новый — образ дел.

XVа. Леонтия, епископа города Неаполя на острове Кипре, из слова против Иудеев о поклонении кресту Христову и изображениям святых, и себе — взаимно; также и об останках святых.

Если ты, Иудей, опять упрекаешь меня, говоря, что я поклоняюсь древу креста, как Богу, то почему ты не обвиняешь Иакова, поклонившегося на верх жезла (Быт. 47, 31 и 33, 3)? Но вполне ясно, что он поклонился, не дерево почитая, но чрез дерево поклонился Иосифу, как и мы чрез крест прославляем Христа, а не дерево.

Толкование. И так, если мы поклоняемся знаку креста из какого то ни было вещества, то почему нам не поклоняться изображению Распятого?

XVб. И опять из книги того же Леонтия:

…Так как и Авраам поклонился нечестивым людям, продавшим ему могилу, и согнул колено на землю, но поклонился им не как богам; и опять, Иаков благословил нечестивого и идолопоклонника — Фараона (Быт. 47, 10), но благословил его не как Бога; и опять, павши, поклонился Исаву, но поклонился не как Богу; и опять, как поклоняться заповедует нам Бог? И земле, и горам? Ибо говорит: возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся в горе святей его. И поклоняйтеся подножию ногу его, яко свято есть (Пс. 98, 9 и 5), т. е. земле. Ибо небо, говорит Он, престол мой, земля же подножие ног моих, глаголет Господь (Ис. 66, 1) Как же Моисей поклонился Иофору, который был идолопоклонник, и Даниил — Навуходоносору? Почему обвиняешь меня за то, что я почитаю тех, кто почтил Бога и поклонился Ему? Не подобает ли, скажи мне, поклоняться святым и не побивать камнями как [то делаешь] ты? Не подобает ли поклоняться, а не распиливать (Ср. Евр. 11, 37)[17] их и не ввергать своих благодетелей в ров, наполненный грязью [18]. Если ты возлюбил Бога, то во всяком случае должен был бы почитать и рабов Его. И если кости праведников — нечисты, то почему со всякими почестями были перенесены из Египта кости Иакова и Иосифа (Быт. 50, 13–25)? Каким образом, мертвый человек, прикоснувшись к костям Елисея, тотчас воскрес (4 Цар. 13, 21)? Если же Бог творит чудеса посредством костей, то вполне очевидно, что Он может — и чрез изображения, и — камни, и — многое другое, как и случилось с Елисеем, который дал своему отроку собственный свой жезл и сказал, чтобы он, отправившись, при посредстве жезла — воскресил сына Сунамитянки (4 Цар. 4, 29). И Моисей посредством жезла наказал Фараона и разделил море, и усладил воду, и разорвал скалу, и вывел воду (Исх. гл. 7, 8, 14, 15, 17). И Соломон говорит: благословенно древо иже бывает спасение (Прем. Сол. 14, 7). Елисей, бросивши в Иордан кусок дерева, вывел наверх воды железо (4 Цар. 6, 6). Также [читаем и о] древе жизни (Быт. 2, 9) и растении Савек (Быт. 22, 13), т. е. растении милости. И Моисей вознес на древо змия и дал жизнь народу (Чис. 21, 9). Посредством прозябшаго в скинии дерева [жезла Аарона] он утвердил [за Аароном] священство (Чис. 17). Но, быть может, ты, Иудей, скажешь мне что Бог повелел Моисею, чтобы все то, что находится в скинии, было [там]. И я тебе говорю, что Соломон сделал в храм много разнообразных предметов, разные украшения и изваянния (3 Цар. 6), сделал, которые ему Бог не повелевал, да и скиния свидения этими предметами не владела, не имел их и храм, показанный Богом Иезекиилю (Иез. 40); и Соломон, между тем, не был обвинен. Ибо устроил таковые изображения во славу Божию, совершенно — как и мы. И ты имел много различных изображений и знаков для воспоминания о Боге, прежде чем лишился их вследствие своего неразумия; т. е. жезл Моисеев, Богом начертанные скрижали, огнеросную купину (Исх. 3), сухую скалу — источавшую воду, ковчег Завета, заключавший в себе манну, алтарь — вместилище божественного огня, дощечку с [вырезанным на ней] именем Божиим, показанный Богом ефуд, осеняемую Богом скинию. Если же и ты, с своей стороны, осенял это ночь и днем, говоря: слава Тебе, Который — один только Бог Вседержитель, Который чрез посредство всего этого творил чудеса в Израиле, если же и ты, припадая, поклонялся Богу чрез посредство всех тех законных установлений, какие ты некогда имел, то видишь, что чрез изображения воздается поклонения Богу.

XV в. И после небольшого промежутка тот же Леонтий говорит: