«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[cxxxvi] Никон. л. 2, 342. Собр. л. I, 188. VII, 126 — 128.

[cxxxvii] Повесть о житии кн. Петра. Ркп. и печ. пролог 25 июня. Стихира службы: "от юности своей, работая Христу, познали вы Сущего в мире как единого славного. Потому угождали Ему милостынею и молитвами. И по смерти подаете вы исцеление всем почитающим вас, Петр и Феврония".

[cxxxviii] Повесть о житии. Родословная кн., стр. 32.

[cxxxix] Родослов. кн., стр. 32. Собр. л. 1,191. VII, 134. 244. Ник. л. и. 358. Святцы: "св. благов. кн. Петр и благов. кн. Феврония, Муромские чудотворцы (по сп. Общ. Ист. 231, "во иноцех") преставишася в л. 6735 к. июня в 25 д.". Год кончины по летоп. 1228. И если по летописи скончались в апреле то 25 д. июня надобно признать за дев открытия мощей. На иконе Русских святых князь и княгиня в иноческих одеяниях с надписью: "пр. кн. Петр Муромский, пр. Феврония Муромская".

[cxl] Пролог 25 июня.

[cxli] Минея на июль, М. 1646 г.

[cxlii] Ак. Э. I, 213. Из двух канонов кн. Петру и Февронии один написан иноком Пахомием, написавшим житие и службу Яросл. кн. Константину, другой — "творение Михаила мниха", написавшего службу кн. Александру. Муз. Румянц. 593. 696. Царского № 563.

[cxliii] В святцах устава XVI в. (Толстого 1. № 100): июня 26 "благов. кн. Петр и кн. Феврония, Муромские чудотворцы". В летописце 1715 года записали: "того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфросинии, Муромских новых чудотворцев", праздновали в соборе восшествие на престол и. Иоанна и Петра Север. архив 1826 г, ч. 19. 225.

[cxliv] Никон. л. VII, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где "лежат муромские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония", строен был царем Иоанном Васильевичем, "обрав Муромских чудотворцев на золоте", обложенный серебром и каменьями, — приношение того же царя. Владим. сборн., стр. 141 м. 1857 г.

[cxlv] Собр. л. 1, 136. 2, 19. 25.

[cxlvi] Собр. л. 1, 55.

[cxlvii] Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамз. 2, пр. 415. 3, пр. 64) вовсе не "всего естественнее" (Макария Ист. Русск. Церк. 3. 256). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1416 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144 — 1147 г. точно современники в Турове.

[cxlviii] "Слово о Мартине мнисе", помещенное в прологе Румянцева XV в. № 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария в Ист. Русск. Церк. 3, 256. 257. Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту.

[cxlix] См. пр. 182. Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Димитрия под 2 мая.