«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[cxliii] В святцах устава XVI в. (Толстого 1. № 100): июня 26 "благов. кн. Петр и кн. Феврония, Муромские чудотворцы". В летописце 1715 года записали: "того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфросинии, Муромских новых чудотворцев", праздновали в соборе восшествие на престол и. Иоанна и Петра Север. архив 1826 г, ч. 19. 225.

[cxliv] Никон. л. VII, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где "лежат муромские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония", строен был царем Иоанном Васильевичем, "обрав Муромских чудотворцев на золоте", обложенный серебром и каменьями, — приношение того же царя. Владим. сборн., стр. 141 м. 1857 г.

[cxlv] Собр. л. 1, 136. 2, 19. 25.

[cxlvi] Собр. л. 1, 55.

[cxlvii] Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамз. 2, пр. 415. 3, пр. 64) вовсе не "всего естественнее" (Макария Ист. Русск. Церк. 3. 256). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1416 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144 — 1147 г. точно современники в Турове.

[cxlviii] "Слово о Мартине мнисе", помещенное в прологе Румянцева XV в. № 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария в Ист. Русск. Церк. 3, 256. 257. Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту.

[cxlix] См. пр. 182. Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Димитрия под 2 мая.

[cl] Сведен. о блаж. Серапионе извлеченные из рукоп. в статье: "Кожеозерский монастырь", помещенной в Моск. ведом. 1852 г. № 83. 34.

[cli] О Ельякше Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Ист. Ак. I, 218. 219) и в грамоте 1536 г. (А. Э. I, 152).

[clii] Ист. Акт. I, № 246.

[cliii] Собр. л. III, 47. Сл. Окт. о пр. Варлааме.

[cliv] Ист. Иер. IV, 878. 639. В 1582 г. в Ксенофовтовой пустыни были два храма, из них один каменный, — в 6 кельях настоятель с 5 братьями, а 8 келий пустые (Неволин о пятинах, стр. 137). — По Отенскому списку святцев и по списку Общ. Ист. № 231, "пр. Ксенофонт, ученик пр. Варлаама Хутынск., строитель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть".

[clv] Воскр. л. 2, 3. Никон. 2, 113 Собр. л. I, 140.

[clvi] Собр. л. I, 245. 2, 63.