«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[v] См. "Ист. уч. об Отц. Церкви" Фил. Черниг. Ч. II, § 123.

[vi] Поучение аввы Дорофея (10) о целомудрии и трезвенном прохождении пути Божьего. Христ. Чт. 1830 г.

[vii] Григоровича путешествие, стр. 187.

[viii] Гильфердинг в зап. геогр. общ. ХПІ, 217 — 219.

[ix] Там же, стр. 162.

[x] Сказание о Климецком монастыре Спб. 1846 г. Ист. Иер. 4,530,531.

[xi] Извлеч. из "Пролога".

[xii] Собр. л. I, 150. IV, 102. VI, 128. VII, 75. 314. IX, 65.

[xiii] Степен. кн. I, 153. Ркп. житие св. Феодора у Румянцева № 164.

[xiv] Никон. л. I, 105. Ключарь Анания о граде Суздале стр. 19 — 21, во времен. М. общ. ист. ч. 22. См. еще прим. 37. Суздаль по летописям видим уже в 1024 г. Собр. л. 5, 135. 7, 328. 329. Ник. I, 130.

[xv] Собр. л. IV, 102. VI, 128. IX, 14. Прежде св. Леонтия в Ростове "Теодор, Феогност, Теодор, Илларион, Феогност, Феодор". По житиям св. Леонтия и Аврамия (у пр. Макария 1, 200. 201), после Феодора занимал кафедру в Ростове не Феогност, а Илларион. Тоже но известию о сгоревшей первой Ростовской церкви: "а служило у той церкви епископов 7: 1 епископ Феодор, 2 епископ Илларион, 3 епископ Леонтий чудотворец"... и пр. VII, 313. Не приходил ли Феогност в Ростов со случайным поручением правительства?

[xvi] Музей Румянц. № 156 и 160. Распространенное житие св. Леонтия в Пр. собеседнике 1858 г. I, 301. 302.

[xvii] О св. Борисе и Глебе см. мая 2 ч.

[xviii] В упомянутом (прим. 43) житии, св. Леонтия "тот был первый епископ Ростову Феодор. — И крести Ростовскую землю и Суздальскую и церковь в Ростове во имя Владычицы нашей Богородицы Приснодевица Мария и устрои ю чудну вельми и — много поучив я вере христианстей; но не можете их уверити до конца, искони злому их неверствию укоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слыша патриарх (?), яко Теодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истинного Бога, но изгнан быв избежа от них; патриарх же паки вскоре избра от своего клироса Лариона именем ". Краткое житие св. Леонтия: "бывшие там прежде него (Леонтия) епископы Феодор и Илларион удалились оттуда, не терпя неверия и гонения от народа".

[xix] Никон. л. 1, 130. Собр. л. V, 135. VП, 329.

[xx] Ключарь Анания о граде Суздале стр. 117 — 148. Здесь документами доказано, что в честь св. Феодора епископа строились храмы и память его праздновалась 8 июня. Служба ему и святителю Иоанну написана была иноком Григорием, описавшим и жизнь преп. Евфимия, в конце XV в. У Анании показаны и чудеса святителя, стр. 148 — 153. Служба ему в ркп. XVII в. у Толстого 2 № 1911. Сл. Владимир. сборник, стр. 165. В одном списке святцев сказано: "преставился в л. 6981 г." Это — очевидная ошибка. Если бы написали: открыты мощи в ж. 6981 (1473), то это было бы вероятное показание.

[xxi] Ист. а. 3. 346.

[xxii] Повесть об этом св. Маруфы в "Христ. Чт." 1827 г., ч. 27, 88 — 95.

[xxiii] О пр. Феофане и Пансемнии in Act. Sanct. junii II, 275. Синаксарь Греч. Минеи июньской и сказание в сокращенном менологе у Баната: Thesaurus monum. 3, 439. Перевод последнего сказания в прологе июня 10 д., но не везде точный.

[xxiv] Пролог: "уведав же о блуднице нарицаемой честная". Пансемния точно значит: честная и даже всечестная; только это имя собственное, а не нарицательное. В служебной Минее Зографской XIII в. (поклонник св. горы, стр. 324) "Пансемния". За то другие имена святых в той же Минее искажены писцом до крайности, напр. 6 февр. Фаросты (Фавсты), 16 февр. Анитропови (иже в Мартирополи), мая 15 Памихха (Пахомия), ноябр. 5 Епимиса (Епистаты), дек. 7 Анидора (Афинодора).

[xxv] Синаксарь: "прожив год и два месяца переселяется ко Господу вместе с преп. Феофаном". По житию "подвизалась 22 месяца". Последнее показание следует предпочесть.