«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[lxxxii] Гласник IV, 194. 195 выставляет достоверное предание, что Милош Обиличь, зять, кн. Лазаря и воевода Браничевский, основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нем решимость — пожертвовать своею жизнью, лишь бы убить страшного врага веры я отчизны — Мурата?

[lxxxiii] Известие современного Русского паломника Игнатия, Никон. лет. 3, 161 и в сказаниях Русского народа, — Два сказания XV в. о Косовской битве у Гильфердинга в XIII т. Зап. Геогр. Общ. 271 — 273. Там же, стр. 265 — 270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в чтен. Общ. Ист. 1860 г., об историческом достоинстве их давно сказал Ранч: "о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит". Троношская летоп. в Гласнике V, 84. 85. 88 — 92. 3, 51. 3. в Сербском прологе XIV в. под 15 июня: "в си же день, а в л 7897 (1389), был бой князя Лазаря с Амуратом царем на Косове поли и ту многа труппя падоше от христиан и Турок. Сербле бо испрева разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от Сербских войск преодолеша Турци и было великое сражение. Убыше же и славного Сербского господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за имя Его, Ему же слава". Гласник X, 341. 342.

[lxxxiv] Никон. л. 3, 244. "Видится ныне яко жив в той, юже сам созда великую обитель, глоголему Равиницу".

[lxxxv] Раича Ист. 3, 69. 70. Сказание напеч. в Гласнике XII, 681 — 684. Ныне Равиница кн. Лазаря опять с иноками, хотя и немногими. Дантон в Христ. Чтен. 1865 г. 2, 141.

[lxxxvi] Мученичество св. Георгия изд. в летоп. Археогр. Комм., стр. 5. 6. Спб. 1864 г.

[lxxxvii] Сербский текст у Гильфердинга в Зап. Геогр. Общ. XIII, 280. 281. В Изв. Акад. 1, 347 Евфимия считается супругою кн. Лазаря. Но инокиня Евфимия — вдова деспота Углеша и по житию св. Стефана деспота вместе с вдовою кн. Лазаря Милицей являлась к султану. На завесе шитой в 1399 г. по атласу серебром, золотом и шелками, инокиня Евфимия называет себя: "дочь господина кн. Кесаря Вонхне, лежащего зде некогда же деспотица" (Гласник V).

[lxxxviii] Сношения России с Востоком, стр. 54. Спб. 1858 г. Служба св. кн. Лазарю Сербскому па 15 июня, — у Царского № 563, в Сербск. ркп. Гласник 1, 160. Вершинского месяцеслов под 15 июня.

[lxxxix] Опис. Румянц. Муз., ст. 210. Ундольского № 140.

[xc] Собр. л. III, 232. IV, 29.

[xci] Собр. л. III, 98 — 100. IV, 103 — 141.

[xcii] Ркп. святцы: "святые и праведные братия по плоти Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы, посадницы Новгородские, иже на Сокольне в девичье монастыре быша в лето 6000 м. июня в 17 д.". Если назвав Алфановых посадниками сказали и более, чем надлежало сказать (опыт о посадниках, стр. 421), все-таки должно допустить мысль о знаменитости Алфановых.

[xciii] После сего показание "сказания", будто Алфановы скончались в 1115 г., надобно призвать неудачной догадкой. Что это догадка, видно и по самому показанию — и по сличению со святцами (стр. 144).

[xciv] Отенские святцы: 1718 г. "мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на доске написаны; чудеса есть; память июня в 17 д.". Здесь о времени жизни ни слова нет. С 1775 г. стали праздновать память праведников мая 4 д. Макария древн. I, 6.

[xcv] Ркп. сказ. о чудесах Антония. В ист. иер. 3. 128 о времени Анании — ошибка, которую повторяет и о. Макарий (древности Новг. 2, 21. I, 468).