Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Мы должны извлечь уроки из новой истории. Эпоха Возрождения, в которой проблема человека была хоть и остро поставлена, но перевернута с ног на голову – и в итоге возвеличение человека оказалось паразитацией на духовных энергиях, накопленных в Средневековье для пробуждения личностного начала. Эта языческая реакция стала возможной потому, что не было христианского ответа на призыв Божественного Провидения. Поэтому до тех пор, пока мы не дадим ответа на этот призыв, паразитация на провиденциальном импульсе будет продолжаться. История движется вперед – поэтому нельзя возвратиться к Средневековью. Желание возвратиться туда (зациклиться) вызывает бунтарскую реакцию духа исторического времени. Этот бунтарский взрыв сметает все устои жизни – для живого организма, каким являются человеческие общества, такие взрывы всегда мучительны и разрушительны.

Основная духовная тема истории нового времени – это также тема персоналистическая. Социальный активизм, в котором сконцентрировались все усилия нового времени, это языческое (частичное и психологическое) сужение этой темы, отвлечение во вне от целостного внутреннего усилия, через которое только и может быть поистине разрешен социальный вопрос. Но вечно такая паразитация невозможна, ибо дух имеет внутреннюю потенцию для одоления зла. Сейчас мы стоим на пороге уникального времени, когда кровью мучеников традиции личностного делания накоплено в истории достаточно сил, чтобы, наконец, реализовать бытийные потенции духа.

Победить вражду этого мира, вражду полярных духов можно только в соработничестве со Христом личностным логосным усилием через погружение внутрь себя (где Царствие Божие), через взятие на себя креста личной ответственности. Это и есть христианский аскетический подвиг самообуздания и преображения. Только таким подвигом, личным примером такого подвига возможны внешние изменения, в том числе и социальные. И возможна не социализация людей, а подлинное объединение их в истине.

Антихрист, очевидно, тоже предпримет попытку объединения, но это объединение будет внешним, душевнотелесным, а не духовным. Поэтому в конце времен враждующие дух и, наверняка, перестанут враждовать и объединятся в своей борьбе против носителей личностного начала, ибо они, открывая и реализуя истину, будут свидетельствовать о неистинности такого объединения. Однако это объединение будет временным, ибо это будет объединение не за, а против. Царство диавола – царство, разделившееся само в себе (см.: Мф. 12, 25) – разделение есть его внутреннее свойство, которое не может быть преодолено объединением для вражды против кого-то. В конечном итоге эта внутренняя вражда выльется в самоуничтожение. Бог не разрушает и не уничтожает мир – его разрушат враждующие духи диавола. Бог ждет примирения и перерождения тех, кто поддался соблазнам враждующих духов.

Путь России – это путь царский. Отклонения от этого пути были для России полонением: ее гоняли в плен то в Вавилон, к духу натуралистического соблазна, то в Египет, к духу социального соблазна. Но всегда в ее духовных недрах жила непрекращающаяся святоотеческая традиция личностного делания. Вокруг тех, кто представлял эту традицию, всегда собиралась Церковь, – они были столпами Церкви. Бывали периоды, когда эта традиция оживала и расцветала; бывали и другие периоды, когда она почти сходила на нет. Но и тогда все-таки находились люди, которые совершали правильный выбор и выходили на царский путь. И церковный корабль мог двигаться к берегу спасения, избегая мелей, на которые он мог сесть, и рифов, о которые он мог разбиться. От нашего сегодняшнего выбора, от правильного (православного) выбора зависит то, как наш корабль поведет себя в открытом море на пути к берегу спасения.

Когда идея христианского синтеза сужается, как это было в ересях; или когда она вырывается из целостного контекста, как это было в социальных революциях, – тогда она становится враждебной христианскому мировоззрению. Социализм, как идеология (как абсолютизированная идея), не терпит никакого соперничества. В радикальных социальных революциях всегда расправлялись с христианством. Еретики также склонны к социальному радикализму и расправе над своими религиозными оппонентами.

Но мы должны помнить о том, что без Промысла Божия не совершается ни одно событие в общественной жизни. И социальные, и культурные революции еще требуют осмысления. Позитивный их смысл невозможно увидеть, находясь в гуще событий, для этого необходимо взглянуть на эти катаклизмы из благодатной Вечности – то, что кажется изнутри полным и непреодолимым мраком, в Ее лучах начинает блистать новыми оттенками смыслов и целей. Но так как у нас это окно в Вечность часто закрывается, мы можем уловить эти смыслы только на временном расстоянии, ибо вблизи мы часто не можем увидеть в полноте то, что выше нашего роста.

Церковь – есть мистический центр мира, – и если в общественной жизни мира совершается какое-то катастрофическое событие, типа революции, то это говорит о том, что в нашей церковной жизни не все было в порядке. И если мы совершаем сегодня свой выбор, – мы должны не просто возвратиться к тому, что было до революции, ибо если мы сделаем такой возврат, то совершится такая же катастрофа, которая произошла в результате революции. Сегодня в церковной и общественной жизни мы должны воплотить идеалы святых отцов творчески, то есть действенно осмыслить и усвоить их наследие. Без этого творческого возвращения все наши попытки возродить церковную и общественную жизнь будут бесплодны. Такое нетворческое возвращение нельзя будет даже назвать возрождением веры, ибо вера удерживается в истории духовным творческим усилием.

Построить то, что еще не было построено, можно только при одном непременном условии – мы должны извлечь из нашей истории те уроки, которые до сих пор еще не усвоили. «Только то, что усвоено мыслью, что ясно формулировано ею, становится прочным нашим достоянием, обладает деятельной исторической действенностью» [363] – писал об истории известный религиозный философ протопресвитер Василий Зеньковский. Если же мы не сделаем этого, то мы фатально будем обречены на повторение своего уродливого и кровавого прошлого в будущем.

Будущее страны – это молодежь. Идеалы, идеи, которые усвоила молодежь, и будут двигателями этого будущего. В соответствии с идеалами будет совершаться и движение. Идеальным движением – было бы движение вверх – в Вечную Благодатную Жизнь. Движение направо или налево будет новым витком поиска царского пути.

Молодежь не хочет находиться на территории духовного и национального поражения – она убегает с нее. Но куда? Расплодившиеся молодежные националистические организации, молодежные коммунистические движения говорят о том, что часть молодежи предпочитает убегать в прошлое, причем, по преимуществу в советское прошлое – оно понятнее, ближе по времени, по социальной справедливости. Другая часть смотрит в будущее, в котором будет особо востребован интеллект, ибо мир склонен к такому одностороннему интеллектуальному развитию. Но так как интеллект сегодня в России особо не ценится – эта часть обращена на Запад, во всяком случае, в своих чаяниях, идеологии и предпочтениях – завершается это прямой, а не идеологической эмиграцией. Одним словом, бегство происходит в уже описанные нами крайности, уводящие от подлинной жизни.

Но вместе с тем, наблюдается напряженный поиск молодежью великой идеи, служению которой она могла бы посвятить жизнь и даже ею пожертвовать. Русский человек не может жить полной жизнью без такого служения. Но на этот раз такая идея не может быть дробной, частичной или не полной – она должна быть всеобъемлющей и всеохватной – должна принадлежать к вечным непреходящим ценностям, ибо все спекуляции на частичных идеях уже исчерпали себя.

Исход молодежи с территории поражения говорит о том, что она хочет выжить, но уход ее с бытийной территории осуществления непреходящих жизненных смыслов – может привести к разрушению России. Бегство на Запад и духовная и идейная интеграция в западный мир – к культурной и национальной самоидентификации, а протестная энергия реставраторов к кровавому бунту, направленному против несправедливости, против тех, кто присвоил общую прежде собственность.

Антихристианские силы стремятся сбить человека с истинного пути Жизни, лишив его прежде всякого желания искать этот путь – сделав его теплохладным. А если человек все-таки склонен к поиску этого пути, то, извратив эти пути, склонив его к левому или правому направлению. Даже если человек в результате трагических поисков наконец-то пробивается к царскому пути, то и тут его ожидает новый подвох – злой дух обманывает его подменой ценностей, предоставляя ему внешне эффектные, но пустые формы, лишенные подлинного содержания. Только преодолевая все эти соблазны, можно направить молодежь на истинный путь. Только в этой перспективе возможно увидеть наше будущее.