Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Церковь – есть мистический центр мира, – и если в общественной жизни мира совершается какое-то катастрофическое событие, типа революции, то это говорит о том, что в нашей церковной жизни не все было в порядке. И если мы совершаем сегодня свой выбор, – мы должны не просто возвратиться к тому, что было до революции, ибо если мы сделаем такой возврат, то совершится такая же катастрофа, которая произошла в результате революции. Сегодня в церковной и общественной жизни мы должны воплотить идеалы святых отцов творчески, то есть действенно осмыслить и усвоить их наследие. Без этого творческого возвращения все наши попытки возродить церковную и общественную жизнь будут бесплодны. Такое нетворческое возвращение нельзя будет даже назвать возрождением веры, ибо вера удерживается в истории духовным творческим усилием.

Построить то, что еще не было построено, можно только при одном непременном условии – мы должны извлечь из нашей истории те уроки, которые до сих пор еще не усвоили. «Только то, что усвоено мыслью, что ясно формулировано ею, становится прочным нашим достоянием, обладает деятельной исторической действенностью» [363] – писал об истории известный религиозный философ протопресвитер Василий Зеньковский. Если же мы не сделаем этого, то мы фатально будем обречены на повторение своего уродливого и кровавого прошлого в будущем.

Будущее страны – это молодежь. Идеалы, идеи, которые усвоила молодежь, и будут двигателями этого будущего. В соответствии с идеалами будет совершаться и движение. Идеальным движением – было бы движение вверх – в Вечную Благодатную Жизнь. Движение направо или налево будет новым витком поиска царского пути.

Молодежь не хочет находиться на территории духовного и национального поражения – она убегает с нее. Но куда? Расплодившиеся молодежные националистические организации, молодежные коммунистические движения говорят о том, что часть молодежи предпочитает убегать в прошлое, причем, по преимуществу в советское прошлое – оно понятнее, ближе по времени, по социальной справедливости. Другая часть смотрит в будущее, в котором будет особо востребован интеллект, ибо мир склонен к такому одностороннему интеллектуальному развитию. Но так как интеллект сегодня в России особо не ценится – эта часть обращена на Запад, во всяком случае, в своих чаяниях, идеологии и предпочтениях – завершается это прямой, а не идеологической эмиграцией. Одним словом, бегство происходит в уже описанные нами крайности, уводящие от подлинной жизни.

Но вместе с тем, наблюдается напряженный поиск молодежью великой идеи, служению которой она могла бы посвятить жизнь и даже ею пожертвовать. Русский человек не может жить полной жизнью без такого служения. Но на этот раз такая идея не может быть дробной, частичной или не полной – она должна быть всеобъемлющей и всеохватной – должна принадлежать к вечным непреходящим ценностям, ибо все спекуляции на частичных идеях уже исчерпали себя.

Исход молодежи с территории поражения говорит о том, что она хочет выжить, но уход ее с бытийной территории осуществления непреходящих жизненных смыслов – может привести к разрушению России. Бегство на Запад и духовная и идейная интеграция в западный мир – к культурной и национальной самоидентификации, а протестная энергия реставраторов к кровавому бунту, направленному против несправедливости, против тех, кто присвоил общую прежде собственность.

Антихристианские силы стремятся сбить человека с истинного пути Жизни, лишив его прежде всякого желания искать этот путь – сделав его теплохладным. А если человек все-таки склонен к поиску этого пути, то, извратив эти пути, склонив его к левому или правому направлению. Даже если человек в результате трагических поисков наконец-то пробивается к царскому пути, то и тут его ожидает новый подвох – злой дух обманывает его подменой ценностей, предоставляя ему внешне эффектные, но пустые формы, лишенные подлинного содержания. Только преодолевая все эти соблазны, можно направить молодежь на истинный путь. Только в этой перспективе возможно увидеть наше будущее.

Заключение

Значение культуры

в жизни человечества

Главная проблема