Преподобный Иоанн Карпафийский -СОЧИНЕНИЯ-/-К монахам, находившимся в Индии, писавших к нему сто увещательных

22. Кроткий и смиренный – священное пристанище Бога. «У кого , – говорит Он, – упокоюсь, как не у кроткого, и смиренного, и молчаливого, и трепещущего словес Моих?» (Ис.66,2).

23. Когда врожденный в нас страх боится Сущего, возникает благочестие; когда же – не–сущего, обращается в трусость. Причина преуспеяния его к лучшему – познавательность и память смертная и неизбежность ожидаемого праведного суда; причина же скольжения к худшему – любовь к телу и любовь к мiру и происходящее из них гневное состояние.

24. Когда природные в нас блага, соименные страстям, движутся согласно естеству, они становятся добром; когда же они движутся против естества, то становятся злом.

25. Если Бог является сущностной жизнью, то Он начало и конец всех разумных [существ], пришедших от жизни к бытию, [дабы] достичь жизни, когда случившаяся смерть удаляется прочь, ибо не получила бытия от Сущего, так чтобы пребывать, завися от Сущего. Ведь Бог «смерти не сотворил и не радуется гибели живых » (Прем.1,13).

26. Страх Господень – родитель разумности, а [происходящее] от разумения подлинное исполнение заповедей привлекает знание, когда премудрость, будучи ведением божественных и человеческих предметов и их причин, после [стяжания] бесстрастия помещается в душе.

27. Благоговеющий пред Одним не убоится большинства, скорее, большинство устрашится его из–за Одного, ибо если, – говорит [Писание], – устрашитесь Господа Бога вашего и послушаете гласа Его, «никто не противостанет пред лицом Вашим , но страх перед вами и трепет перед вами будет на всех народах» (Втор.11,25).

28. Приятие мудрости совершается обычно благодаря исполнению заповедей, ибо Бог не дает ее прежде принятия [наших] благодеяний, как изрек некий благочестивый мудрец: «Вожделевая премудрости, соблюди заповеди, и Господь Бог подаст тебе ее » (Сир.1,26).

29. Желающий растратить богатство премудрости услаждением тщеславия не будет иметь согласия Бога на предоставление ее, даже если вознесет тысячи молений, ибо Бог не благоволит согласиться на дар недобро просящим, как говорит Иаков, ученик Христа: «Просите и не получаете, потому что недобро просите, чтобы растратить во всех наслаждениях ваших » (Иак.4,3).

30. Когда вожделевающее [начало] движется к любви к лучшему, подгоняемое стрекалом божественного страха, тогда разумное [начало] наставляется против ухищрений порока и, разведав коварные бесовские злодейства, поручает [их] яростному [началу], чтобы лучшей угрозой прогнать [их] далеко прочь, своевременно натачивая ярость до гнева, доходить до которого поощряет ее и Давид, говоря: «Гневайтесь и не согрешайте » (Пс.4,5).

31. Тогда душа оскверняет свое яростное [начало], когда, поползнувшись к мiрским наслаждениям, она побуждается им подвизаться ради них. Печаль и злопамятство постоянно вкрадываются в нее и неизбежно вынуждают ее заострять ярость против единородных, не думая, что ее яростный пыл становится проклятым из–за противоестественного движения, уменьшаясь в природной крепости, которую она получила от Создателя против бесов и страстей, ибо говорит [Писание]: «Проклята ярость их, потому что упорна, и гнев их, потому что ожесточился » (Быт. 49, 7).

32. Если искушающий (? peir?zwn) назван в Евангелиях диаволом–клеветником (Мф.4,1 пар.), значит, он лишен искусства предведения (prope…raj tAj e«d»sewj) наших мыслей. Ведь один только сотворивший нас Бог, – говорит кто–то из сведущих (gnwstikin) отцов, – знает ум. Следовательно, от диавола и щитоносцев его скрыто, по всей вероятности, то, что в нашем уме, поскольку они не только не суть сущностное знание, но и далеко отстоят от Того, Кто является им.

33. Если логосы созданного находятся в сокровищницах Премудрости (ср. Кол.2,3; Сир.1,25), то они неведомы не причастным сущностной премудрости. Стало быть, лжешумели (™yeudoktUphsan) эллинские мудрецы, бахвалясь знанием сущностей сущих [вещей].

34. Бегущий от подражания дурному [человеку] и вместе не избегающий говорить против него, тем самым незаметно показал себя ничуть не менее подобным порицаемому.

35. Не осуждай блудника, даже если ты целомудрен: избегай деяния, не порицая соделавшего. Ведь Сказавший «не соблуди», сказал «не осуждай» (ср. Лк.6,37; Рим.2,1); если же ты, не блудя, осуждаешь блудника, то обвиняешься с ним за то, в чем осуждаешь его, потому что так же, как он, преступаешь закон.